Яндекс

О том, что поменяется, а что — нет: письмо сотрудникам Яндекса

Полный текст письма руководства компании, которое сегодня получили сотрудники Яндекса.

Ребята, привет!

Сегодня мы рассказали о грядущих изменениях в структуре Яндекса. Детально эти изменения описаны в пресс-релизе, а здесь мы хотим объяснить, что именно они означают для всех нас.

2022 год дал понять, что конструкция, при которой «крупнейшая IT-компания в России» имеет прописку в Нидерландах и ею владеют западные акционеры, больше нежизнеспособна, и её придётся менять. Мы не будем перечислять все содержательные и технические проблемы, с которыми столкнулись; их список практически бесконечен. Но на всех этапах этого сложного пути нашей главной задачей было провести изменения так, чтобы не разрушить суть и базовые свойства Яндекса.

Что это за свойства?

1. Частная компания

Все 26 лет Яндекс оставался частной компанией, для которой мерило успеха — долгосрочная эффективность и устойчивость бизнеса. Наши достижения и неудачи напрямую зависят от решений, которые мы сами принимаем, и от качества сервисов, которые мы сами создаём. Без этого свойства мы не смогли бы на равных конкурировать с крупнейшими международными игроками. Наш частный статус — одна из фундаментальных основ Яндекса.

2. Публичная компания

У публичных компаний, чьи акции торгуются на биржах, есть ряд важных особенностей. Первая — прозрачность: их решения и действия должны быть понятны не только внутри, но и снаружи, а финансовая отчётность и любые значимые изменения — публичны. 

Вторая особенность — мгновенная обратная связь. Инвесторы, которые вложились в акции компании, моментально реагируют на любые её действия. Это подразумевает особый уровень ответственности и позволяет отслеживать собственные успехи и неудачи почти что в режиме реального времени.

Публичность — это высшая степень самоконтроля и лучшая страховка от необдуманных шагов и решений. 

Если ты прозрачен — тебе доверяют.

3. Независимая компания

Сервисами Яндекса пользуются сотни миллионов людей в десятках стран мира. У них разные взгляды, привычки, убеждения и образ жизни. Мы смогли завоевать их доверие, потому что с самого начала были компанией для всех — нейтральной, равноудалённой и независимой. Это свойство крайне сложно сохранять, особенно когда мир поляризуется, но мы убеждены, что при создании массовых сервисов оно критически необходимо.

4. Своя культура и свободная творческая среда 

В Яндексе годами складывалась культура, основанная на доверии и прозрачности, открытости и честности, торжестве здравого смысла и меритократии, свободе творчества и умении признавать и прощать ошибки. Мы уверены, что только в такой атмосфере могут рождаться чудеса и происходить прорывы.

Эти свойства Яндекса всегда отстаивал Аркадий и сейчас продолжаем отстаивать мы. Нам помогают не только наши убеждения, которые закреплены в Принципах компании, но и конкретные корпоративные и юридические механизмы, предусмотренные в новой структуре для защиты каждого из свойств. Например, ни у одного из новых владельцев не будет полного контроля над компанией. На акционерном уровне это сохраняет нам пространство для обсуждений и дискуссий и позволяет принимать лучшие решения из возможных.

Зачем нужен Фонд менеджеров

Как вы помните, Аркадий на акционерном уровне имел особые «суперголоса». Они никак не ущемляли права других акционеров в экономических делах, но давали Аркадию возможность «переголосовывать» их в ситуациях, когда он чувствовал угрозу фундаментальным основам Яндекса.

Разрабатывая план реструктуризации, мы стремились хотя бы частично сохранить этот механизм. Так родилась новая сущность — «Фонд менеджеров».

Фонд, в который войдут несколько человек из нынешней команды менеджеров Яндекса, получит собственные «суперголоса» — специальные права, которые будут действовать как на уровне Совета директоров, так и на акционерном уровне. Ими можно воспользоваться при голосовании по особым вопросам — это крупные организационные изменения и сделки, бюджет и другие важные решения.

Подобный набор прав у менеджмента — экстраординарный случай в истории российского корпоративного управления. «Суперголоса» сами по себе — достаточно обычная вещь: они используются во многих IT-компаниях, где основатели сохранили за собой важные роли. Необычно то, что в Яндексе эта прерогатива перешла от основателя к команде менеджеров. Это важное достижение.

***

И напоследок. 

Нам удаётся находить и реализовывать такие уникальные решения только потому, что Яндекс — место, где есть самостоятельная творческая и интеллектуальная жизнь. Пока мы сохраняем в себе эти качества, наша история продолжается.

Руководство компании :)

ООО «Яндекс»

Основной офис в России: Москва

Основной офис
119021, Москва, ул. Льва Толстого, 16
Коммерческий отдел
Отдел по связям с инвесторами
Отдел по связям с общественностью
Корпоративный секретарь
Отдел устойчивого развития

Яндекс Н.В.

Адрес регистрации головной компании в Амстердаме

Schiphol Boulevard 165, 1118 BG Schiphol, The Netherlands