Яндекс

Справочник частного инвестора

Корпоративная информация
  • Когда была основана компания и где можно прочитать про её историю?
    Компания основана в 1997 году. Подробно об истории Яндекса можно прочитать здесь.
  • Почему компания называется Яндекс?
    Название придумали основатели компании Илья Сегалович и Аркадий Волож. Это сокращение от названия поисковой программы «yet another indexer» («ещё один индексатор»).
    Подробно об истории компании можно узнать на этой странице.
  • В каких странах присутствуют сервисы Яндекса?
    Информацию о географическом присутствии наших ключевых бизнесов можно найти на этой странице.
  • Какова общая численность штатных сотрудников компании Яндекс?
    18 866 сотрудник по состоянию на июнь 2022 года.
  • Что делает Яндекс для устойчивого развития?
    Весной 2021 года Яндекс впервые представил повестку в области устойчивого развития — список приоритетных для компании направлений в социальной и экологической сферах и в сфере корпоративного управления (ESG). О том, что уже сделано в каждом направлении, Яндекс рассказал в своих отчётах об устойчивом развитии за 2020 и 2021 гг. Отчёт выходит ежегодно — это ещё один шаг к повышению прозрачности компании.
    Повестка объединяет 12 направлений устойчивого развития. Часть из направлений, например, безопасность и качество сервисов, уже были приоритетными для компании. Часть для нас относительно новая, например, работа с упаковкой и сокращение углеродного следа — здесь есть что улучшить с помощью наших технологий.
    Более подробно о деятельности по каждому направлению можно почитать на сайте (пока только на английском языке).
  • Где я могу следить за тем, что происходит с компанией и ее бизнесами?
    Вы можете читать новости в пресс-релизах, в блоге, в нашем официальном Telegram-канале, а также на нашей корпоративной страничке в социальной сети Тинькофф Пульс.
Информация для инвесторов
  • Когда Яндекс вышел на биржу и где торгуются ее акции?
    В мае 2011 года компания вышла на фондовую биржу NASDAQ под тикером YNDX, а в июне 2014 года получила вторичный листинг на Московской бирже (MOEX). С 2021 года акции Яндекса стало возможно купить на СПБ бирже.
    С 28 февраля 2022 года NASDAQ приостановила торговлю ценными бумагами ряда компаний, ведущих основную деятельность в России, включая акции класса А компании Яндекс. В настоящий момент сохраняется неопределенность относительно того, когда торги на NASDAQ могут быть восстановлены.
    Московская биржа также приостанaвливала торги ценными бумагами с 28 февраля 2022 года, но возобновила операции с конца марта (в частности, с 29 марта 2022 года по акциям Яндекса).
  • Когда возобновятся торги акциями Яндекса на NASDAQ?
    С 28 февраля 2022 года биржа NASDAQ приостановила торговлю ценными бумагами ряда компаний, имеющих значимый бизнес в России, включая акции класса А компании Яндекс.
    На текущий у нас нет информации от NASDAQ о том, когда возможно восстановление торгов. Мы продолжаем изучать ситуацию и искать альтернативные варианты решения проблемы блокировки акций для наших акционеров. О важных изменениях мы будем сообщать на нашем IR сайте.
  • Что мне делать со своими акциями, приобретенными на NASDAQ, пока не возобновились торги?
    Мы занимаемся поиском возможного решения для наших акционеров, акции которых заблокированы из-за остановки торгов на бирже NASDAQ. Обо всех важных изменениях мы будем сообщать на нашем IR сайте. Мы также советуем оставаться на связи с вашим брокером насчёт возможности осуществления операций с нашими акциями.
  • Возможно ли перевести мои акции с NASDAQ на Московскую биржу?
    Перевести ваши акции на Мосбиржу пока не представляется возможным. Как мы писали в годовом отчете за 2021 год, “the international settlement systems remain closed for trading in rubles and in any securities of Russian businesses”, что по сути означает, что клиринговая система Euroclear не осуществляет перевод бумаг между биржами. Ситуацию также осложняют санкции в отношении НРД, которые повлияли на возможность проводить взаиморасчёты.
    Мы продолжаем изучать разные варианты в поисках оптимального решения проблемы блокировки акций, подходящее для всех категорий инвесторов.
  • Где посмотреть динамику акций Яндекса?
    Динамика акций компании есть в разделе Котировки акций на сайте для инвесторов.
  • Расскажите о структуре капитала, какие классы акций у вас есть?
    Структура капитала Яндекса состоит из акций класса А, акций класса В, акций класса С и одной приоритетной акции, принадлежащей Фонду общественных интересов. Других приоритетных акций не выпускалось.
    Основные характеристики трех классов обыкновенных акций и приоритетной акции:
    • Акции класса А, номинальной стоимостью 0,01 евро за акцию, на одну акцию приходится 1 голос. Акции класса А участвуют в голосовании по любым вопросам, включая вопросы распределения дивидендов.
    • Акции класса В, номинальной стоимостью 0,10 евро за акцию, на одну акцию приходится 10 голосов. Акции класса В могут передаваться только определенным категориям держателей.
    • Акции класса С, номинальная стоимость 0,09 евро за акцию, на одну акцию приходится девять голосов. Акции класса С используются для технических целей, связанных с конвертацией акций класса В в акции класса А. В периоды между конвертацией и аннулированием все акции класса С находятся в специальном Фонде конвертации Яндекса.
    • Приоритетная акция дает ее владельцу право наложить вето на вопросы, связанные с приобретением пакетов акций Яндекса, превышающих 10%, одним лицом, группой связанных сторон или сторонами, действующими согласованно, а также право обязательного выдвижения двух членов Совета директоров компании (максимальное количество членов Совета директоров в компании — 12). Передача Приоритетной акции возможна только при соблюдении определенных корпоративных процедур.
  • Какова структура акционеров Яндекса?
    Структура акционеров Яндекса представлена здесь.
  • Выплачивает ли Яндекс дивиденды?
    Яндекс – быстрорастущая технологическая компания, стандартная практика для большинства компаний в tech-секторе – это реинвестирование прибыли в новые привлекательные бизнесы. Мы реинвестируем во множество бизнесов, включая электронную коммерцию, видео- и аудиостриминг, логистический бизнес, финтех, облачные технологии, международное развитие и прочие направления, которые имеют значительный потенциал роста в будущем. Инвесторы выбирают компании технологического сектора, в первую очередь, именно из-за высокого потенциала роста. В настоящее время Яндекс не выплачивает дивиденды.
    В настоящее время Яндекс не выплачивает дивиденды.
  • Есть ли презентация для инвесторов на русском языке?
    Русскоязычную презентацию вы можете найти здесь.
  • Есть ли дополнительные материалы про компанию, которые мне могут быть интересны?
    В разделе Важное про Яндекс мы собрали ключевые факты о компании, которые могут быть интересны инвесторам.
    В Блоге мы рассказываем про наши бизнесы и инновации, результаты компании, важные новости по продуктовым запускам и многое другое о нас и наших рынках.
    В разделе Ключевые бизнесы вы найдете структуру сегментов компании, по которой мы делаем наш финансовый отчёт.
    В Видеоматериалы мы выкладываем записи выступлений менеджмента Яндекса с ответами на вопросы частных инвесторов о компании, конференции YAC о жизни Яндекса и другие актуальные видео
    В разделе Прочая информация вы можете найти ссылку на сайт про устойчивое развитие Яндекса (пока только на английском языке)
    На нашем новом сайте мы постарались собрать всё, что может пригодиться инвестору. Пожалуйста, изучите его и, если захотите поделиться фидбеком — с нами можно связаться по электронной почте askIR@yandex-team.ru.
  • Как я могу связаться с командой по связям с инвесторами?
    Вы можете связаться с IR-службой Яндекса, задав вопрос через форму или по электронной почте askIR@yandex-team.ru. А ещё мы стараемся отвечать на все релевантные вопросы в комментариях под нашими постами в социальной сети Тинькофф Пульс.
Финансовая информация
  • Когда заканчивается финансовый год компании?
    Финансовый год Яндекса совпадает с календарным и заканчивается 31 декабря.
  • Выпускает ли Яндекс квартальные отчеты?
    Да, квартальные отчеты обычно публикуются в конце апреля (1 квартал), июля (2 квартал) и октября (3 квартал). Результаты за 4 квартал и полный год обычно публикуются в середине февраля.
  • Где можно посмотреть отчётность Яндекса?
    Все отчёты, а также дополнительные материалы, вы можете найти на странице Финансовые результаты.
  • Где я могу получить историческую финансовую информацию компании?
    Историческую финансовую информацию Яндекса можно найти в регулярно обновляемой базе данных (на английском языке), в разделе Финансовые результаты, а также на английском языке в наших годовых отчётах по форме 20-F, подаваемых в SEC.
  • Кто аудитор Яндекса?
    АО Технологии доверия.
  • Что включает в себя сегментная отчётность Яндекса?
    По состоянию на 2 квартал 2022 года сегментная отчётность Яндекса включает Поиск и портал, сегмент Электронной коммерции, Райдтеха и Доставки, Сервисы объявлений, Плюс и развлекательные сервисы и Прочие бизнес-юниты и инициативы.
    Более подробно прочитать про сегменты и бизнесы, которые в них входят можно в разделе Ключевые бизнесы.
  • Какие основные драйверы роста есть у компании?
    У Яндекса есть два крупнейших бизнеса — Поиск и портал и Райдтех (Такси и Драйв): вместе они составляют большую часть выручки группы компаний.
    Поиск и портал — самый маржинальный бизнес для Яндекса, он обеспечил 48,2% маржи скорректированной EBITDA в 2021 году. В Райдтехе наиболее маржинальный бизнес — сервис заказа такси. Он вносит значительный вклад в скорректированную EBITDA группы и помогает финансировать наши инициативы, например фудтех и доставку (логистические услуги).
    В целом, бизнесы Яндекса можно разделить на два направления: те, что уже зарабатывают (реклама, такси, каршеринг, сервисы объявлений и некоторые другие), и те, в которые мы инвестируем (например электронная коммерция, финтех, плюс и развлекательные сервисы, облачные технологии).
    Во всех направлениях мы фокусируемся на повышении операционной эффективности, особенно в быстрорастущих бизнесах, в которые мы активно инвестируем. В таких бизнесах мы улучшаем юнит-экономику с целью постепенно вывести их в стабильную положительную прибыльность.
    О других важных драйверах роста компании вы можете прочитать здесь.
  • Что входит в капитальные затраты Яндекса?
    Около половины капитальных затрат приходится на дата центры, включая серверы, сетевое оборудование и инженерное обеспечение. Яндекс также вкладывает средства в обеспечение комфортных условий для работы сотрудников — включая существующие офисы и строительство нового кампуса.
    Кроме того, компания инвестирует в инфраструктуру сервисов, работающих в том числе в офлайне (например, в склады Маркета и дарксторы Лавки).
Бизнес информация
  • Что представляет из себя бизнес-структура Яндекса?
    Яндекс — технологическая компания, которая разрабатывает умные продукты и сервисы на основе машинного обучения. Миссия Яндекса — помогать людям и бизнесам решать их задачи с помощью современных технологий. С 1997 года мы предоставляем поисковые и информационные услуги мирового уровня с учётом локальных особенностей рынка.
    В начале своей истории Яндекс был только поисковиком. Сегодня у нас множество технологий, проектов и приложений, и не просто диверсифицированный бизнес, а целая экосистема, которая насчитывает более 90 сервисов — от такси до доставки еды; от электронной коммерции до онлайн-кинотеатра.
    Значительную часть нашей выручки мы получаем от онлайн-рекламы. Рекламодатели могут размещать объявления на собственных площадках компании (например, в поиске), и на сайтах, которые входят в Рекламную сеть Яндекса (таких тысячи в рунете).
    Несколько лет назад мы приступили к реализации стратегии, направленной на диверсификацию выручки и расширение привлекательности экосистемы. Помимо поиска и рекламного сегмента, мы развиваем такие направления, как Райдтех (включает в себя наши B2C и B2B сервисы такси и каршеринга), Фудтех (Еда, Delivery Club и Лавка), платформу электронной коммерции Маркет; Плюс и развлекательные сервисы, Доставку (наш логистический бизнес) и Сервисы объявлений, а также другие бизнес-подразделения и инициативы, включая Беспилотные автомобили, Cloud, Устройства и некоторые другие сервисы.
    Более подробную информацию о бизнес-структуре компании можно найти на этой странице.
  • Где можно почитать подробнее про бизнесы Яндекса?
    Подробную структуру и описание бизнесов компании вы можете найти здесь.
  • Где можно почитать подробнее про технологии Яндекса?
    Более подробную информацию про наши технологии вы можете найти здесь.
  • Что такое подписка Яндекс Плюс и зачем она нужна?
    Яндекс Плюс — это единая подписка на стриминговые аудио- и видеосервисы с возможностью получать и тратить кешбэк в сервисах Яндекса и другими дополнительными бонусами. Например, подписчикам эксклюзивно доступны: возможность бесплатной доставки на Яндекс Маркете при определенных условиях (подробнее про условия можно посмотреть на сайте), весь контент Яндекс Спорта, функция телефонного секретаря Алисы, эксклюзивные предпродажи билетов на Яндекс Афише и другие бонусы и возможности.
    Сервисы, входящие в подписку — либо уже одни из самых популярных (Кинопоиск, Музыка, Такси) либо одни из крупнейших в своей области (Еда, Лавка, Маркет, Драйв). Большой плюс в том, что нам принадлежит операционный контроль над всеми бизнесами — отсюда более тесная интеграция и больше синергий.
    Сейчас Яндекс Плюс — одна из самых популярных мультисервисных подписок в России и продолжает набирать аудиторию (свыше 6 млн смотрящих подписчиков в месяц). Быстрый рост Плюса — ещё одно наше конкурентное преимущество во многих отдельных бизнесах.
    К примеру, больше половины товарооборота Маркета, Еды, Лавки приходится на подписчиков Плюса — они более лояльны и поэтому чаще и активнее используют наши сервисы.
    Основа нашей стратегии — это дальнейшее развитие платформы сервисов и интеграции между ними для обеспечения большего удобства пользователям в использовании сервисов и переключении между ними.
  • Кто является ключевыми конкурентами Яндекса?
    Яндекс работает на рынке, которому характерны быстрые коммерческие и технологические изменения. Мы сталкиваемся со значительной конкуренцией в поиске и рекламе, такси, электронной коммерции, доставке еды и продуктов, объявлениях, медийных услугах, облачных сервисах и многих других аспектах деятельности.
    Более подробную информацию о наших конкурентах можно найти на сайте в разделе Важное про Яндекс, а также на английском языке в разделе Competition пункта 4 (Item 4) наших годовых отчётов по форме 20-F, поданных в SEC.
  • Где я могу получить ещё больше информации про бизнесы Яндекса?
    В этом году мы начали вести свой Telegram-канал, где рассказываем про наши бизнесы и рынки на которых мы присутствуем. Например, в сентябре сделали большой обзор по облачным сервисам.
    Будем продолжать знакомить вас с бизнесами Яндекса и делиться интересными деталями из жизни компании.
  • Ключевые бизнес-аббревиатуры: CPC, CPA, ROI, CPM, CTR, CR, DAU, MAU.
    • CPC — Cost Per Click (Цена за клик) — цена за клик, которую рекламодатель отдает системе контекстной рекламы за клик по объявлению
    • CPA — Cost Per Action (Цена за действие) — модель измерения и ценообразования в онлайн-рекламе, относящаяся к определенному действию. Например, продаже, клику, отправке формы, скачиванию и другим.
    • ROI / ROMI — Return on Investment/Return on Marketing Investment (Рентабельность инвестиций/Рентабельность маркетинговых инвестиций) — метрика, используемая в интернет-маркетинге для измерения эффективности маркетинговой кампании. Например, сколько доходов приносит маркетинговая кампания по сравнению с затратами на её проведение.
    • CPM — Cost Per Mille (Цена за тысячу показов) — стоимость тысячи показов рекламы.
    • CTR — Click-Through Rate (Показатель кликабельности) — отношение количества кликов к количеству показов рекламы, которое может быть использовано для оценки эффективности рекламы, её привлекательности для аудитории и эффективности таргетинга.
    • CR — Conversion Rate (Коэффициент конверсии) — отношение числа пользователей, совершивших желаемое действие (регистрацию, покупку или что-то ещё), к числу пользователей, которые перешли по объявлению и посетили сайт рекламодателя.
    • DAU — Daily Active Users (Ежедневные Активные Пользователи) — количество уникальных пользователей, посетивших сайт или мобильное приложение в течении суток.
    • MAU — Monthly Active Users (Ежемесячные Активные Пользователи) — количество уникальных пользователей, посетивших сайт или мобильное приложение за последний месяц.

ООО «Яндекс»

Штаб-квартира в России: Москва

Штаб-квартира
119021, Москва, ул. Льва Толстого, 16
Коммерческий отдел
Отдел по связям с инвесторами
Отдел по связям с общественностью
Корпоративный секретарь
Отдел устойчивого развития

Яндекс Н.В.

Адрес регистрации головной компании в Амстердаме

Schiphol Boulevard 165, 1118 BG Schiphol, The Netherlands