Яндекс

Яндекс 360 помог снизить углеродный след

В 2022 году Яндекс Почта, входящая в набор сервисов Яндекс 360, заблокировала или отфильтровала более 25 млрд нежелательных писем. Среди них рассылки, на которые пользователь не соглашался, вредоносные вирусы, спам, а также попытки фишинга. По подсчётам Яндекс 360, это привело бы к выбросу около 4,2 тыс. тонн CO₂-эквивалента за счет затрат электроэнергии устройствами пользователей. Это равносильно выбросам от 72 авиарейсов из Москвы в Санкт-Петербург в экономклассе.

Для оценки экологичности блокировки спама компания использовала информацию о среднем весе писем с вложениями и без, а также данные международного исследования, которое рассчитало углеродный след среднестатического спам-письма: энергозатраты на его написание, подготовку базы получателей, передачу по сети, хранение, открытие и прочтение*.

Подсчёт углеродного следа и решение климатических вопросов с помощью цифровых продуктов — часть устойчивой повестки Яндекса, которую компания сформировала в 2020 году.

Направления и цели ESG-повестки Яндекс сформировал еще в 2020 году. Среди направлений устойчивого развития — безопасность, качество и доступность сервисов, благополучие сотрудников, разработка программ социальной поддержки партнёров, развитие качественного ИТ-образования. А в экологическом направлении — отслеживание и минимизация углеродного следа, развитии практик управления отходами и поддержке высокой энергоэффективности инфраструктуры. Сюда же относится и оценка качества работы спам-фильтров Яндекс 360.

Каждый день Яндекс 360 отправляет в спам около 68,5 млн писем. Чтобы защитить пользователей от спама, Яндекс 360 использует технологию «Спамооборона» — она учитывает больше десяти тысяч факторов и обрабатывает данные с помощью библиотеки машинного обучения CatBoost. Например, определяет, были ли жалобы на письма, многим ли людям разослали вложение, похож ли текст письма на текст спам-рассылки.

*По данным международного исследования, одно спам-письмо в среднем ассоциируется с 0,3 грамма CO₂-эквивалента выбросов парниковых газов, причём 52% выбросов приходится на открытие и прочтение письма. Яндекс 360 использовал эти вводные для расчёта углеродного следа писем. Было использовано допущение, что на нежелательное письмо без вложений пришлось бы 0,3 грамма CO2-эквивалента выбросов. Так как среднее спам-письмо с вложением в 2022 году было больше письма без вложения в 11 раз (1 228 КБ против 106 КБ), его средний углеродный след был увеличен в расчётах пропорционально размеру письма — до 3,4 грамма CO2-эквивалента. Все недоставленные письма были приняты за письма без вложений. От полученного суммарного значения выбросов была рассчитана доля в 52%, чтобы оценить экологический эффект от неоткрытия и непрочтения нежелательных писем. Используется допущение, что пользователи не открывали спам-письма.

Контакты:

Пресс-служба компании «Яндекс»
Анастасия Баштовая
Тел.: +7 495 739-70-00
Электронная почта: pr@yandex-team.ru 

ООО «Яндекс»

Основной офис в России: Москва

Основной офис
119021, Москва, ул. Льва Толстого, 16
Коммерческий отдел
Отдел по связям с инвесторами
Отдел по связям с общественностью
Корпоративный секретарь
Отдел устойчивого развития

Яндекс Н.В.

Адрес регистрации головной компании в Амстердаме

Schiphol Boulevard 165, 1118 BG Schiphol, The Netherlands