Москва — Амстердам, 26 июля 2022 года. Яндекс (NASDAQ и MOEX: YNDX), крупнейшая российская поисковая система и интернет-портал, объявляет неаудированные финансовые результаты за второй квартал 2022 года.
Ключевые финансовые и операционные показатели за II квартал 2022 года1,2
В миллионах рублей | Три месяца, закончившиеся 30 июня | |||
2021 | 2022 | Изменение | ||
Общая выручка | 81 402 | 117 748 | 45% | |
Выручка от продажи интернет-рекламы | 39 586 | 48 430 | 22% | |
Общий скорректированный показатель EBITDA | 5 780 | 25 694 | 345% | |
Результаты группы компаний | Рентабельность общего скорректированного показателя EBITDA (total adjusted EBITDA margin), % | 7,1% | 21,8% | 14,7 п. п. |
Чистая прибыль/(убыток) | (4 664) | 8 056 | н/прим. | |
Скорректированная чистая прибыль | 1 012 | 13 134 | н/прим. | |
Доля компании на российском поисковом рынке, % | 59,7% | 62,1% | 2,4 п. п. | |
Доля поисковых запросов на устройствах на базе Android, % | 59,5% | 61,9% | 2,4 п. п. | |
Доля поисковых запросов на устройствах на базе iOS, % | 42,2% | 48,4% | 6,2 п. п. | |
Поиск и портал | Выручка | 39 212 | 51 233 | 31% |
Выручка за вычетом вознаграждения партнёрам | 32 151 | 43 215 | 34% | |
Скорректированный показатель EBITDA | 18 543 | 28 461 | 53% | |
Рентабельность скорректированного показателя EBITDA (adjusted EBITDA margin), % | 47,3% | 55,6% | 8,3 п. п. | |
Выручка | 37 007 | 56 474 | 53% | |
Валовая стоимость заказов райдтех-сервисов (GMV)3 | 138 580 | 178 963 | 29% | |
Электронная коммерция, Райдтех и Доставка | Товарооборот сервисов электронной коммерции (GMV)4 | 35 007 | 58 568 | 67% |
Валовая стоимость заказов прочих O2O-сервисов* (GMV)5 | 15 071 | 23 439 | 56% | |
Общий скорректированный показатель EBITDA | (9 062) | 2 139 | н/прим. | |
Плюс и развлекательные сервисы | Число подписчиков Яндекс Плюса, млн | 9,0 | 13,7 | 53% |
* О2О-сервисы (online-to-offline) — интернет-сервисы, предоставляющие технологическую возможность совершать покупки и получать услуги в реальном мире
Финансовый прогноз
На сегодняшний день возможность прогнозирования в краткосрочной и среднесрочной перспективе по-прежнему остаётся ограниченной из-за сохраняющейся высокой степени неопределённости в отношении геополитических и макроэкономических событий в будущем. Поэтому мы не готовы дать прогноз финансовых показателей на 2022 год, но планируем и дальше подробно информировать о результатах компании и ключевых направлениях развития нашего бизнеса в ежеквартальных финансовых релизах и письмах акционерам.
Корпоративная деятельность и события после отчётной даты
Консолидированные результаты
Обзор ключевых консолидированных финансовых показателей за три и шесть месяцев, закончившихся 30 июня 2021 и 2022 годов.
В миллионах рублей | Три месяца, закончившиеся 30 июня | Шесть месяцев, закончившиеся 30 июня | ||||
2021 | 2022 | Изменение | 2021 | 2022 | Изменение | |
Выручка | 81 402 | 117 748 | 45% | 154 538 | 223 758 | 45% |
Выручка за вычетом вознаграждения партнёрам | 75 171 | 110 412 | 47% | 142 906 | 210 276 | 47% |
Операционная прибыль/(убыток) | (4 723) | 8 746 | н/прим. | (4 990) | (3 688) | -26% |
Скорректированный показатель EBITDA | 5 780 | 25 694 | 345% | 16 801 | 26 965 | 60% |
Чистая прибыль/(убыток) | (4 664) | 8 056 | н/прим. | (7 884) | (4 981) | -37% |
Скорректированная чистая прибыль | 1 012 | 13 134 | н/прим. | 4 020 | 5 010 | 25% |
Раскрытие выручки по сегментам отражено ниже.
Остаток денежных средств, денежных эквивалентов и депозитов на 30 июня 2022 года:
Обзор выручки по сегментам
Чтобы лучше отражать операционные показатели компании, начиная со второго квартала 2022 года Яндекс вносит следующие изменения в структуру сегментов, в соответствии с которой компания отчитывалась о финансовых результатах ранее:
Поиск и портал
Сегмент Поиска и портала включает Поиск, Геосервисы, Яндекс 360, Погоду, Новости, Путешествия, голосового помощника Алису и ряд других сервисов Яндекса в России, Беларуси и Казахстане.
Ключевые операционные показатели:
В миллионах рублей | Три месяца, закончившиеся 30 июня | Шесть месяцев, закончившиеся 30 июня | ||||
2021 | 2022 | Изменение | 2021 | 2022 | Изменение | |
Выручка | 39 212 | 51 233 | 31% | 74 157 | 95 067 | 28% |
Выручка за вычетом вознаграждения партнёрам | 32 151 | 43 215 | 34% | 60 767 | 80 340 | 32% |
Скорректированный показатель EBITDA (adjusted EBITDA) | 18 543 | 28 461 | 53% | 35 649 | 46 860 | 31% |
Рентабельность скорректированного показателя EBITDA (adjusted EBITDA margin) | 47,3% | 55,6% | 8,3 п. п. | 48,1% | 49,3% | 1,2 п. п. |
Во втором квартале 2022 года выручка в сегменте Поиска и портала выросла на 31%, а выручка за вычетом вознаграждения партнёрам — на 34% по сравнению с аналогичными показателями год назад. Этот результат связан с хорошей динамикой развития Рекламной сети Яндекса и нашего основного бизнеса — Поиска, доля которого продолжает расти на всех платформах, особенно заметно на iOS. Наибольший вклад в рост выручки РСЯ и Поиска внёс сегмент малого и среднего бизнеса, а также рост доли рынка, которая увеличилась благодаря развитию наших рекламных продуктов и технологий и перераспределению рекламных бюджетов в связи с изменением конкурентной среды.
Рентабельность скорректированного показателя EBITDA (adjusted EBITDA margin) во втором квартале 2022 года достигла 55,6%, значительно увеличившись по сравнению с 47,3% во втором квартале 2021 года. Ключевыми факторами роста рентабельности стали оптимизация операционных расходов в рамках общего фокуса группы компаний Яндекса на сохранении денежных средств и повышении операционной эффективности. На рост рентабельности также повлиял положительный эффект операционного рычага, обусловленный уверенным ростом рекламной выручки.
Электронная коммерция, Райдтех и Доставка
В сегмент Электронной коммерции, Райдтеха и Доставки входят транзакционные О2О-сервисы.
1. Райдтех включает сервис онлайн-заказа такси в России и других странах СНГ, Европы, Ближнего Востока и Африки, сервис каршеринга для физических и юридических лиц Яндекс Драйв, а также сервис аренды самокатов.
2. Электронная коммерция включает мультикатегорийную торговую платформу Яндекс Маркет, сервис гиперлокальной доставки продуктов и хозяйственных товаров Яндекс Лавка в России и сервис доставки продуктов из магазинов Яндекс Еда.
3. Другие O2O-сервисы включают Яндекс Доставку — сервис доставки на этапе «последней мили» для физических и юридических лиц, сервис доставки заказов из ресторанов Яндекс Еда, сервис гиперлокальной доставки продуктов и хозяйственных товаров Яндекс Лавка Израиль, а таже несколько небольших экспериментальных O2O-сервисов.
Ключевые операционные показатели:
Яндекс Маркет
Райдтех
В миллионах рублей | Три месяца, закончившиеся 30 июня | Шесть месяцев, закончившиеся 30 июня | ||||
2021 | 2022 | Изменение | 2021 | 2022 | Изменение | |
Валовая стоимость заказов (GMV): | ||||||
Райдтех | 138 580 | 178 963 | 29% | 257 982 | 346 381 | 34% |
Электронная коммерция | 35 007 | 58 568 | 67% | 59 493 | 123 148 | 107% |
Прямые продажи (1P) | 14 228 | 17,418 | 22% | 25 612 | 36 595 | 43% |
Комиссионная модель (3P) | 20 779 | 41 150 | 98% | 33 881 | 86 553 | 155% |
Другие O2O-сервисы | 15 071 | 23 439 | 56% | 27 728 | 47 760 | 72% |
Выручка: | ||||||
Райдтех | 18 496 | 29 938 | 62% | 36 550 | 56 499 | 55% |
Электронная коммерция | 14 429 | 19 653 | 36% | 26 630 | 40 397 | 52% |
Выручка от продажи товаров (1P)8 | 11 791 | 14 140 | 20% | 21 187 | 29 700 | 40% |
Комиссионные и другие доходы маркетплейса9 | 2 638 | 5 513 | 109% | 5 443 | 10 697 | 97% |
Другие O2O-сервисы | 4 424 | 7 966 | 80% | 8 375 | 16 761 | 100% |
Внутрисегментные расчёты | (342) | (1 083) | н/прим. | (417) | (2 284) | н/прим. |
Общая выручка | 37 007 | 56 474 | 53% | 71 138 | 111 373 | 57% |
Скорректированный показатель EBITDA сервисов электронной коммерции, райдтеха и доставки (adjusted EBITDA): | (9 062) | 2 139 | н/прим. | (12 223) | (6 064) | н/прим. |
Валовая стоимость заказов (GMV) в направлении Райдтеха выросла во втором квартале 2022 года на 29% в годовом исчислении за счёт роста общего числа поездок на основе увеличения количества пользователей и частоты поездок. Товарооборот сервисов электронной коммерции (GMV) во втором квартале 2022 года вырос на 67% год к году под влиянием того, что в этом квартале компания сконцентрировалась на повышении операционной эффективности и контроле затрат, а также в связи с нормализацией темпов роста рынка электронной коммерции после скачка спроса в марте 2022 года. Рост валовой стоимости заказов (GMV) других O2O-сервисов во втором квартале 2022 года достиг 56% в годовом исчислении, при этом наибольший вклад в рост этого показателя внесла Яндекс Доставка, почти наравне с ней — сервис доставки заказов из ресторанов Яндекс Еда.
Выручка в сегменте Электронной коммерции, Райдтеха и Доставки выросла на 53% в годовом исчислении, в основном за счёт сервисов Райдтеха и сервисов электронной коммерции (где наибольший вклад в рост выручки внесла Яндекс Лавка, а следом за ней — Яндекс Маркет). Выручка сервисов Райдтеха выросла на 62%, в первую очередь за счёт уверенного роста числа поездок и валовой стоимости заказов (GMV), а также за счёт повышения эффективности платформы и увеличения количества водителей. Выручка сервисов электронной коммерции во втором квартале 2022 года выросла на 36% по сравнению аналогичным показателем во втором квартале 2021 года. Выручка росла медленнее, чем товарооборот, из-за изменений в структуре выручки маркетплейса (доля сторонних продаж (3P) во втором квартале 2022 года увеличилась до 84% по сравнению с 70% во втором квартале 2021 года). Доходы от прямых продаж (1P) выросли на 20% в годовом исчислении за счёт роста Яндекс Лавки (на фоне увеличения числа дарксторов в отдельных регионах). Однако рост 1P-доходов частично замедлило то, что прямые продажи Яндекс Маркета снизились, в первую очередь из-за стратегического решения сохранять запасы товаров, чтобы избежать дефицита в условиях усложнения логистики. Комиссионные и прочие доходы маркетплейса выросли на 109% в связи с ростом сторонних продаж (3P) в общем товарообороте (GMV) и повышением эффективной комиссии Яндекс Маркета. Выручка других O2O-сервисов выросла на 80% в годовом исчислении, в основном за счёт роста Яндекс Доставки и высоких результатов Яндекс Еды, а также благодаря успехам Яндекс Лавки в Израиле.
Внутрисегментные расчёты выручки в сегменте Электронной коммерции, Райдтеха и Доставки представляют собой элиминируемые обороты выручки внутри сервисов и направлений этого сегмента. Изменение этого показателя по сравнению с аналогичным показателем год назад связано в основном с увеличением числа заказов на сервисах электронной коммерции, доставку которых осуществлял логистический сервис Яндекс Доставка, а также с эффектом низкой базы. На динамику этого показателя также повлиял рост числа заказов на Яндекс Маркете, которые были доставлены с помощью сервиса Яндекс Драйв.
Скорректированный показатель EBITDA (adjusted EBITDA) сегмента Электронной коммерции, Райдтеха и Доставки во втором квартале 2022 года составил 2 139 миллионов рублей, тогда как во втором квартале 2021 года убыток по этому показателю составлял 9 062 миллиона рублей. Значительный прирост прибыли в первую очередь объясняется улучшением операционной эффективности большинства ключевых направлений сегмента, а также ориентацией всей группы компаний на увеличение денежных поступлений и более строгий контроль затрат. Это выражалось в том числе в ограничении найма новых сотрудников, оптимизации маркетинговых и прочих накладных расходов.
Плюс и развлекательные сервисы
В сегмент Плюса и развлекательных сервисов входят единая подписка на сервисы Яндекса — Яндекс Плюс, Яндекс Музыка, Кинопоиск, Яндекс Афиша, а также продюсерский центр Яндекс Студия.
Ключевые операционные показатели:
В миллионах рублей | Три месяца, закончившиеся 30 июня | Шесть месяцев, закончившиеся 30 июня | ||||
2021 | 2022 | Изменение | 2021 | 2022 | Изменение | |
Выручка | 4 094 | 6 150 | 50% | 7 579 | 11 981 | 58% |
Скорректированный показатель EBITDA (adjusted EBITDA) | (1 732) | (2 595) | 50% | (2 990) | (5 766) | 93% |
Рентабельность скорректированного показателя EBITDA (adjusted EBITDA margin) | -42,3% | -42,2% | 0,1 п. п. | -39,4% | -48,1% | -8,7 п. п. |
Выручка в сегменте Плюса и развлекательных сервисов во втором квартале 2022 года выросла на 50% по сравнению с аналогичным показателем за второй квартал 2021 года. Этот рост в основном был вызван увеличением доходов от продаж единой подписки на сервисы Яндекса на фоне роста общего числа платных подписчиков и изменения структуры подписок в сторону более премиальных. На рост выручки также повлияла хорошая динамика других доходов, в том числе от продажи лицензий и доходов Яндекс Афиши. Убыток по скорректированному показателю EBITDA в размере 2,6 миллиарда рублей отражает увеличение затрат на развитие бизнеса, необходимое для поддержки роста аудитории подписчиков Яндекс Плюса.
Сервисы объявлений
Сегмент сервисов объявлений включает Авто.ру, Яндекс Недвижимость, Яндекс Аренду.
В миллионах рублей | Три месяца, закончившиеся 30 июня | Шесть месяцев, закончившиеся 30 июня | ||||
2021 | 2022 | Изменение | 2021 | 2022 | Изменение | |
Выручка | 1 995 | 2 085 | 5% | 3 778 | 4 257 | 13% |
Скорректированный показатель EBITDA (adjusted EBITDA) | 728 | 541 | -26% | 1 113 | 818 | -27% |
Рентабельность скорректированного показателя EBITDA (adjusted EBITDA margin) | 36,5% | 25,9% | -10,6 п. п. | 29,5% | 19,2% | -10,3 п. п. |
Выручка в сегменте сервисов объявлений во втором квартале 2022 года выросла на 5% по сравнению с аналогичным показателем за второй квартал 2021 года. Такая динамика обусловлена ростом дополнительных услуг и более эффективной стратегией монетизации, увеличением показателя удержания автодилеров и хорошими результатами Яндекс Недвижимости. Всё это в совокупности компенсировало негативный эффект от резкого спада на рынке новых автомобилей. Скорректированный показатель EBITDA (adjusted EBITDA) во втором квартале 2022 года составил 0,5 миллиарда рублей по сравнению с 0,7 миллиарда рублей во втором квартале 2021 года. Рентабельность по скорректированному показателю EBITDA снизилась на 11 процентных пунктов год к году в связи со снижением темпов роста выручки, однако оптимизация затрат на уровне группы компаний частично компенсировала это снижение.
Прочие бизнес-юниты и инициативы
Сегмент Прочих бизнес-юнитов и инициатив включает направление разработки беспилотных автомобилей (Yandex SDG), Дзен, Yandex Cloud, Яндекс Образование, Устройства, Финтех, Толоку, RouteQ и другие экспериментальные продукты.
В миллионах рублей | Три месяца, закончившиеся 30 июня | Шесть месяцев, закончившиеся 30 июня | ||||
2021 | 2022 | Изменение | 2021 | 2022 | Изменение | |
Выручка | 4 929 | 10 185 | 107% | 9 741 | 17 450 | 79% |
Скорректированный показатель EBITDA (adjusted EBITDA) | (2 779) | (2 896) | 4% | (4 927) | (9 023) | 83% |
Рентабельность скорректированного показателя EBITDA (adjusted EBITDA margin) | -56,4% | -28,4% | 28 п. п. | -50,6% | -51,7% | -1,1 п. п. |
Выручка в сегменте Прочих бизнес-юнитов и инициатив во втором квартале 2022 года увеличилась на 107% по сравнению с аналогичным показателем за второй квартал 2021 года. Этот рост был связан в основном с увеличением доходов сегмента Устройств, сервиса Yandex Cloud и Образования. Доходы сегмента Устройств выросли на 165% год к году и достигли 4,3 миллиарда рублей во втором квартале 2022 года. Такой рост обусловлен высоким спросом на умные устройства, включая флагманскую Яндекс Станцию второго поколения, выпущенную в мае 2022 года, а также постепенным восстановлением производства и поставок в Китае после ограничений в связи с пандемией коронавируса. Доходы Yandex Cloud выросли на 207% год к году в связи с ростом спроса на услуги сервиса, а также увеличением его доли на рынке благодаря запуску новых продуктов и изменениям конкурентной среды.
Убыток по скорректированному показателю EBITDA составил 2,9 миллиарда рублей (включая 1,5 миллиарда инвестиций в Yandex SDG), тогда как во втором квартале 2021 года убыток составлял 2,8 миллиарда рублей. Сегмент существенно улучшил относительный показатель убытка в процентах от выручки благодаря сильным результатам сегмента Устройств и сервиса Yandex Cloud, которые впервые вышли на положительный скорректированный показатель EBITDA.
Внутрисегментные расчёты
Внутрисегментные расчёты выручки представляют собой элиминируемые обороты внутри операционных сегментов, включая доходы от рекламы и внутрисегментные доходы, связанные с выплатами за использование товарного знака, виртуальные сервера, а также с продажами устройств и другими операциями.
В миллионах рублей | Три месяца, закончившиеся 30 июня | Шесть месяцев, закончившиеся 30 июня | ||||
2021 | 2022 | Изменение | 2021 | 2022 | Изменение | |
Выручка: | ||||||
Выручка по всем сегментам | 87 237 | 126 127 | 45% | 166 393 | 240 128 | 44% |
Внутрисегментные расчёты | (5 835) | (8 379) | 44% | (11 855) | (16 370) | 38% |
Общая выручка | 81 402 | 117 748 | 45% | 154 538 | 223 758 | 45% |
Скорректированный показатель EBITDA (adjusted EBITDA): | ||||||
Скорректированный показатель EBITDA по всем сегментам (adjusted EBITDA) | 5 698 | 25 650 | 350% | 16 622 | 26 825 | 61% |
Внутрисегментные расчеты | 82 | 44 | -46% | 179 | 140 | -22% |
Общий скорректированный показатель EBITDA (adjusted EBITDA) | 5 780 | 25 694 | 345% | 16 801 | 26 965 | 60% |
Внутрисегментные расчёты выручки во втором квартале 2022 года увеличились на 44% по сравнению с аналогичным показателем за второй квартал 2021 года. Этот рост был в основном связан с элиминируемыми оборотами выручки в сегменте Поиска и портала (связанными с выплатами за использование товарного знака, платой бизнес-юнитов за аренду дата-центров, а также с перекрёстными рекламными и маркетинговыми кампаниями разных сервисов).
Полная версия пресс-релиза (на английском языке).
---------------------------------------------------
1 Согласно правилам Комиссии по ценным бумагам и фондовым биржам о переводе единиц иностранной валюты, суммы в российских рублях были переведены в суммы в долларах США по курсу 51,1580 рубля за 1 доллар США — официальному курсу обмена Центрального банка Российской Федерации на 30 июня 2022 года.
2 Эти показатели не являются общепринятыми показателями GAAP: выручка за вычетом вознаграждения партнёрам; скорректированный показатель EBITDA; отношение (рентабельность) скорректированного показателя EBITDA к выручке; скорректированная чистая прибыль. Подробное описание расчетов этих показателей приводится в разделе «Использование показателей, не являющихся общепринятыми финансовыми показателями в рамках ОПБУ США».
3 Валовая стоимость заказов (GMV) райдтех-сервисов — совокупная сумма платежей пользователей за заказы в сервисах такси, каршеринга и аренды самокатов, сделанных на нашей платформе, включая НДС.
4 Товарооборот (GMV) в сервисах электронной коммерции — совокупная стоимость всех проданных, доставленных и оплаченных товаров на платформах Яндекс Маркет, Яндекс Лавка, а также стоимость оплаченных и доставленных товаров, приобретенных через доставку из магазинов сервиса Яндекс Еда, включая НДС.
5 Валовая стоимость заказов (GMV) прочих O2O-сервисов (online-to-offline) включает в себя совокупную сумму платежей пользователей и бизнесов-партнёров за услуги сервисов Доставки, совокупную стоимость заказов, доставленных сервисами Яндекс Еда (доставка еды из ресторанов), Яндекс Лавка Израиль, а также платежи по некоторым другим небольшим экспериментальным O2O-сервисам, включая НДС.
6 Активный покупатель — это покупатель, совершивший не менее одной покупки в течение 12 месяцев до отчётной даты.
7 Активный продавец — это продавец, совершивший не менее одной продажи в течение одного месяца до отчётной даты.
8 Выручка от продажи товаров включает выручку от прямых продаж (1P) Яндекс Маркета, выручку от прямых продаж Яндекс Лавки в России, где мы работаем по бизнес-модели прямых продаж и выполняем роль продавца, и не включает выручку от платы за доставку в этих сервисах.
9 Комиссионные и другие доходы маркетплейса включают комиссию Яндекс Маркета за сторонние продажи, плату за доставку, за услуги сервиса, а также рекламную выручку сервиса доставки продуктов из магазинов Яндекс Еда, плату за доставку и рекламную выручку Яндекс Лавки в России и прочие доходы.
Пресс-служба компании «Яндекс»
Илья Грабовский
Тел.: +7 495 739-70-00
Электронная почта: pr@yandex-team.ru