Амстердам, 15 февраля 2024 года. Яндекс (NASDAQ и MOEX: YNDX), крупнейшая российская поисковая система и интернет-портал, объявляет неаудированные финансовые результаты за четвёртый квартал 2023 года и 2023 год.
Ключевые финансовые и операционные показатели за IV квартал 2023 года и 2023 год1,2
В миллионах рублей | Три месяца, закончившиеся 31 декабря | Двенадцать месяцев, закончившиеся 31 декабря | |||||
2022 | 2023 | Изменение | 2022 | 2023 | Изменение | ||
Общая выручка | 164 778 | 249 586 | 51% | 521 699 | 800 125 | 53% | |
Скорректированный показатель EBITDA | 17 173 | 32 903 | 92% | 64 140 | 96 970 | 51% | |
Результаты группы компаний | Рентабельность скорректированного показателя EBITDA (total adjusted EBITDA margin), % | 10,4% | 13,2% | 2,8 п. п. | 12,3% | 12,1% | -0,2 п. п. |
Чистая прибыль | 7 055 | (6 322) | н/прим. | 47 615 | 21 775 | -54% | |
Скорректированная чистая прибыль | 747 | 11 829 | н/прим. | 10 765 | 27 411 | 155% | |
Доля компании на российском поисковом рынке, % | 62,6% | 63,8% | 1,2 п. п. | 61,9% | 63,4% | 1.5 п. п. | |
Доля поисковых запросов на устройствах на базе Android, % | 62,0% | 63,5% | 1,5 п. п. | 61,4% | 63,0% | 1,6 п. п. | |
Доля поисковых запросов на устройствах на базе iOS, % | 48,0% | 51,2% | 3,2 п. п. | 47,6% | 49,9% | 2,3 п. п. | |
Поиск и портал | Выручка | 69 859 | 101 111 | 45% | 226 022 | 337 514 | 49% |
Выручка за вычетом вознаграждения партнёрам | 56 434 | 80 962 | 43% | 186 455 | 274 946 | 47% | |
Скорректированный показатель EBITDA | 36 866 | 50 205 | 36% | 120 503 | 172 950 | 44% | |
Рентабельность скорректированного показателя EBITDA (adjusted EBITDA margin), % | 52,8% | 49,7% | -3,1 п. п. | 53,3% | 51,2% | -2,1 п. п. | |
Выручка | 85 874 | 130 087 | 51% | 261 246 | 420 753 | 61% | |
Валовая стоимость заказов райдтех-сервисов (GMV)3 | 218 427 | 326 977 | 50% | 762 848 | 1 104 874 | 45% | |
Электронная коммерция, Райдтех и Доставка | Товарооборот сервисов электронной коммерции (GMV)4 | 112 098 | 163 918 | 46% | 307 711 | 503 385 | 64% |
Валовая стоимость заказов других O2O-сервисов (GMV)5 | 66 660 | 104 103 | 56% | 192 130 | 330 566 | 72% | |
Общий скорректированный показатель EBITDA | (10 542) | (2 209) | н/прим. | (19 644) | (23 611) | 20% | |
Плюс и развлекательные сервисы | Число подписчиков Яндекс Плюса, млн | 19,3 | 30,4 | 58% | 19,3 | 30,4 | 58% |
Финансовый прогноз
На сегодняшний день возможность прогнозирования в краткосрочной и среднесрочной перспективе по-прежнему остаётся ограниченной из-за сохраняющейся высокой степени неопределённости в отношении геополитических и макроэкономических событий в будущем. Мы планируем продолжать подробно информировать о результатах компании.
Корпоративная деятельность и события после отчётной даты
Эффекты текущего геополитического кризиса
Текущая геополитическая напряжённость и её влияние на российскую и мировую экономику создали исключительно сложные условия для нашего бизнеса, команды и акционеров.
Эти события негативно повлияли (и могут в будущем оказать существенное негативное влияние) на макроэкономический климат в России и привели к волатильности рубля, валютному контролю, существенному повышению процентных ставок и инфляции, потенциальному сокращению потребительских расходов, а также к уходу иностранных предприятий и поставщиков с российского рынка. Кроме того, существует некоторая вероятность принятия новых законов или нормативных актов, которые могут негативно повлиять на наших иностранных акционеров и на стоимость принадлежащих им акций Яндекса. Мы предоставили подробную информацию о возможных рисках и вероятных неблагоприятных последствиях для нашего бизнеса в нашем годовом отчёте по форме 20-F за год, закончившийся 31 декабря 2022 года. Отчёт был представлен 20 апреля 2023 года.
Мы продолжаем поддерживать бесперебойную работу сервисов для пользователей и партнёров. В этот период неопределённости мы принимаем надлежащие меры по сохранению денежных средств и эффективному распределению капитала и бюджета, при этом мы намерены и дальше инвестировать в развитие наших ключевых бизнесов и продуктов. Мы внимательно следим за развитием ситуации с санкциями и экспортным контролем, а также за макроэкономическим климатом и настроениями потребителей в России и оцениваем разные планы действий на случай непредвиденных изменений. Совет директоров и менеджмент компании уделяют особое внимание благополучию сотрудников (около 26,4 тысячи человек) в России и за рубежом, делая при этом всё возможное для защиты интересов наших акционеров и других заинтересованных сторон.
Консолидированные результаты
Обзор ключевых консолидированных финансовых показателей за три и двенадцать месяцев, закончившихся 31 декабря 2022 и 2023 годов.
В миллионах рублей | Три месяца, закончившиеся 31 декабря | Двенадцать месяцев, закончившиеся 31 декабря | ||||
2022 | 2023 | Изменение | 2022 | 2023 | Изменение | |
Выручка | 164 778 | 249 586 | 51% | 521 699 | 800 125 | 53% |
Выручка за вычетом вознаграждения партнёрам | 152 791 | 231 242 | 51% | 487 007 | 743 366 | 53% |
Операционная прибыль | 6 127 | 2 913 | -52% | 13 236 | 28 461 | 115% |
Скорректированный показатель EBITDA | 17 173 | 32 903 | 92% | 64 140 | 96 970 | 51% |
Чистая прибыль/(убыток) | 7 055 | (6 322) | н/прим. | 47 615 | 21 775 | -54% |
Скорректированная чистая прибыль | 747 | 11 829 | н/прим. | 10 765 | 27 411 | 155% |
Раскрытие выручки по сегментам отражено ниже.
Остаток денежных средств и денежных эквивалентов на 31 декабря 2023 года:
Обзор выручки по сегментам
Поиск и портал
Сегмент Поиска и портала включает Поиск, Геосервисы, Погоду и ряд других сервисов Яндекса в России, Беларуси и Казахстане.
Ключевые операционные показатели:
В миллионах рублей | Три месяца, закончившиеся 31 декабря | Двенадцать месяцев, закончившиеся 31 декабря | ||||
2022 | 2023 | Изменение | 2022 | 2023 | Изменение | |
Выручка | 69 859 | 101 111 | 45% | 226 022 | 337 514 | 49% |
Выручка за вычетом вознаграждения партнёрам | 56 434 | 80 962 | 43% | 186 455 | 274 946 | 47% |
Скорректированный показатель EBITDA (adjusted EBITDA) | 36 866 | 50 205 | 36% | 120 503 | 172 950 | 44% |
Рентабельность скорректированного показателя EBITDA (adjusted EBITDA margin) | 52,8% | 49,7% | -3,1 п. п. | 53,3% | 51,2% | -2,1 п. п. |
В четвёртом квартале 2023 года выручка в сегменте Поиска и портала выросла на 45%, а выручка за вычетом вознаграждения партнёрам — на 43% по сравнению с аналогичными показателями год назад. Этот рост в основном обусловлен результатами Поиска и Рекламной сети Яндекса на фоне постоянных инвестиций в развитие и повышение эффективности рекламных продуктов и технологий, а также расширение рекламного инвентаря.
Рентабельность скорректированного показателя EBITDA (adjusted EBITDA margin) в четвёртом квартале 2023 года составила 49,7%, тогда как в четвёртом квартале 2022 года этот показатель составлял 52,8%. Динамика показателя год к году объясняется инвестициями в новые продукты и технологии, в том числе генеративные нейросети, и ростом соответствующих расходов на персонал и маркетинг, а также эффектом низкой базы 2022 года, когда мы значительно сократили затраты.
Электронная коммерция, Райдтех и Доставка
В сегмент Электронной коммерции, Райдтеха и Доставки входят наши транзакционные О2О-сервисы:
1. Райдтех включает сервис онлайн-заказа такси в России и странах СНГ, Европы, Ближнего Востока и Африки, сервис каршеринга Яндекс Драйв, а также сервис аренды самокатов.
2. Электронная коммерция включает мультикатегорийную торговую платформу Яндекс Маркет, сервис гиперлокальной доставки продуктов и хозяйственных товаров Яндекс Лавка в России и сервисы доставки продуктов из магазинов Яндекс Еда и Деливери (сервис ранее назывался Delivery Club и был приобретён в сентябре 2022 года).
3. Другие O2O-сервисы включают Яндекс Доставку — сервис сервис доставки средней и последней мили, сервисы доставки заказов из ресторанов Яндекс Еда и Деливери, сервис гиперлокальной доставки продуктов и хозяйственных товаров Яндекс Лавка Израиль, сервис для оплаты топлива на АЗС с телефона Яндекс Заправки, а также несколько небольших экспериментальных O2O-сервисов.
Ключевые операционные показатели:
Яндекс Маркет
В миллионах рублей | Три месяца, закончившиеся 31 декабря | Двенадцать месяцев, закончившиеся 31 декабря | ||||
2022 | 2023 | Изменение | 2022 | 2023 | Изменение | |
Валовая стоимость заказов (GMV): | ||||||
Райдтех | 218 427 | 326 977 | 50% | 762 848 | 1 104 874 | 45% |
Сервисы электронной коммерции | 112 098 | 163 918 | 46% | 307 711 | 503 385 | 64% |
Другие O2O-сервисы | 66 660 | 104 103 | 56% | 192 130 | 330 566 | 72% |
Выручка: | ||||||
Райдтех | 34 392 | 49 992 | 45% | 121 906 | 165 847 | 36% |
Сервисы электронной коммерции | 37 130 | 55 598 | 49% | 101 228 | 178 820 | 77% |
Выручка от продажи товаров (1P)8 | 23 465 | 29 433 | 25% | 69 107 | 102 185 | 48% |
Комиссионные и другие доходы маркетплейса9 | 13 845 | 26 165 | 89% | 32 121 | 76 635 | 139% |
Другие O2O-сервисы | 16 426 | 27 823 | 69% | 44 335 | 85 581 | 93% |
Внутрисегментные расчёты | (2 254) | (3 326) | 48% | (6 223) | (9 495) | 53% |
Общая выручка | 85 874 | 130 087 | 51% | 261 246 | 420 753 | 61% |
Скорректированный показатель EBITDA сегмента Электронной коммерции, Райдтеха и Доставки (adjusted EBITDA): | (10 542) | (2 209) | н/прим. | (19 644) | (23 611) | 20% |
Валовая стоимость заказов (GMV) в направлении Райдтеха выросла в четвёртом квартале 2023 года на 50% в годовом исчислении. Основными факторами роста являлись увеличение числа поездок на фоне роста числа пользователей и увеличение доли поездок по тарифам выше «Эконома» в связи с тем, что предложение на рынке новых автомобилей сместилось в сторону машин более высоких классов. На рост GMV также повлияли позитивные колебания валютного курса при учёте показателей на рынках стран СНГ, Европы, Ближнего Востока и Африки. Товарооборот сервисов электронной коммерции (GMV) в четвёртом квартале 2023 года вырос на 46% год к году за счёт органического роста числа пользователей и расширения ассортимента, а также синергии с Яндекс Плюсом и продуктами Финтех-направления, в частности Яндекс Сплитом и Яндекс Пэй. Рост валовой стоимости заказов (GMV) других O2O-сервисов в четвёртом квартале 2023 года составил 56% в годовом исчислении. Наибольший вклад внесли Яндекс Доставка и сервисы доставки заказов из ресторанов.
Выручка в сегменте Электронной коммерции, Райдтеха и Доставки выросла на 51% в годовом исчислении, в основном за счёт сервисов электронной коммерции (где наибольший вклад в рост выручки внесла Яндекс Лавка, а следом за ней — Яндекс Маркет) и сервисов Райдтеха. Выручка Райдтеха выросла на 45%, что ниже показателя роста GMV — это объясняется увеличением инвестиций в бонусы для водителей, в особенности на российском рынке. Выручка сервисов электронной коммерции увеличилась на 49%, что немного быстрее роста GMV в связи с оптимизацией комиссии для сторонних (3P) продавцов и ростом доли рекламной выручки. Выручка других O2O-сервисов выросла на 69% в годовом исчислении, в основном за счёт роста Яндекс Доставки, а также бизнеса по доставке заказов из ресторанов.
Внутрисегментные расчёты выручки в сегменте Электронной коммерции, Райдтеха и Доставки представляют собой элиминируемые обороты выручки внутри сервисов и направлений этого сегмента. Динамика этого показателя по сравнению с прошлым годом связана в основном с ростом межсервисных синергетических эффектов: за прошедший год вырос объём заказов в сервисах электронной коммерции и доставки из ресторанов, выполненных нашим логистическим бизнесом Яндекс Доставка.
Убыток по скорректированному показателю EBITDA (adjusted EBITDA) сегмента Электронной коммерции, Райдтеха и Доставки в четвёртом квартале 2023 года составил 2 209 миллионов рублей, тогда как в четвёртом квартале 2022 года аналогичный убыток составлял 10 542 миллиона рублей. Снижение убытка на 8 333 миллиона объясняется ростом оборота Райдтеха на фоне растущего спроса, а также повышением операционной эффективности сервисов электронной коммерции и сервисов доставки заказов из ресторанов.
Плюс и развлекательные сервисы
В сегмент Плюса и развлекательных сервисов входят единая подписка на сервисы Яндекса — Яндекс Плюс, Яндекс Музыка, Кинопоиск, Букмейт, а также Яндекс Афиша и продюсерский центр Плюс Студия.
Ключевые операционные показатели:
В миллионах рублей | Три месяца, закончившиеся 31 декабря | Двенадцать месяцев, закончившиеся 31 декабря | ||||
2022 | 2023 | Изменение | 2022 | 2023 | Изменение | |
Выручка | 11 984 | 20 638 | 72% | 31 782 | 66 899 | 110% |
Скорректированный показатель EBITDA (adjusted EBITDA) | (585) | 330 | н/прим. | (7 849) | 2 944 | н/прим. |
Рентабельность скорректированного показателя EBITDA (adjusted EBITDA margin) | -4,9% | 1,6% | 6,5 п. п. | -24,7% | 4,4% | 29,1 п. п. |
Выручка в сегменте Плюса и развлекательных сервисов в четвёртом квартале 2023 года выросла на 72% по сравнению с аналогичным показателем за четвёртый квартал 2022 года. Рост в основном обусловлен увеличением доходов от продаж подписки Яндекс Плюс (67% год к году) на фоне роста общего числа платящих подписчиков и перехода на единый семейный тариф Плюс Мульти, а также дополнительных опций. На рост выручки также повлияла хорошая динамика других доходов (включая рекламную, лицензионную, выручку от продажи билетов и другие категории выручки). Скорректированный показатель EBITDA остаётся положительным третий квартал подряд, в этом квартале он составил 0,3 млрд рублей по сравнению с убытком 0,6 млрд в четвёртом квартале 2022 года. Это объясняется эффектом операционного рычага на фоне роста выручки от продажи подписок, которая с запасом покрывает инвестиции в продвижение новых продуктовых и региональных запусков, а также увеличение расходов на персонал.
Сервисы объявлений
Сегмент сервисов объявлений включает Авто.ру, Яндекс Недвижимость, Яндекс Аренду и Яндекс Путешествия.
В миллионах рублей | Три месяца, закончившиеся 31 декабря | Двенадцать месяцев, закончившиеся 31 декабря | ||||
2022 | 2023 | Изменение | 2022 | 2023 | Изменение | |
Выручка | 3 938 | 7 038 | 79% | 12 287 | 24 174 | 97% |
Скорректированный показатель EBITDA (adjusted EBITDA) | 208 | 351 | 69% | 1 111 | 423 | -62% |
Рентабельность скорректированного показателя EBITDA (adjusted EBITDA margin) | 5,3% | 5,0% | -0,3 п. п. | 9,0% | 1,7% | -7,3 п. п. |
Выручка в сегменте сервисов объявлений в четвёртом квартале 2023 года выросла на 79% по сравнению с аналогичным показателем за четвёртый квартал 2022 года. Выручка увеличилась в первую очередь благодаря высоким результатам Авто.ру, которых удалось добиться за счёт расширения базы дилеров, развития новых проектов и улучшения монетизации, а также Яндекс Путешествий — на фоне укрепления положения сервиса на рынке. На рост выручки также повлияли хорошие результаты в Яндекс Недвижимости в категории объявлений на первичном рынке. Скорректированный показатель EBITDA (adjusted EBITDA) в четвёртом квартале 2023 года составил 0,4 млрд рублей, тогда как в четвёртом квартале 2022 года он составлял 0,2 млрд рублей. Такой рост объясняется повышением прибыли Авто.ру, однако сдерживается продолжающимися инвестициями в долгосрочное развитие бизнеса, в частности сервисов Яндекс Путешествия и Яндекс Аренда.
Прочие бизнес-юниты и инициативы
Сегмент Прочих бизнес-юнитов и инициатив включает направление разработки беспилотных автомобилей (Yandex SDG), Yandex Cloud, Яндекс 360, Яндекс Образование (Практикум и другие образовательные инициативы), Устройства и Алису, Финтех (в том числе Яндекс Пэй и Яндекс ID) и другие экспериментальные продукты, а также корпоративные расходы, не относящиеся к сегментам напрямую.
В миллионах рублей | Три месяца, закончившиеся 31 декабря | Двенадцать месяцев, закончившиеся 31 декабря | ||||
2022 | 2023 | Изменение | 2022 | 2023 | Изменение | |
Выручка | 18 907 | 34 852 | 84% | 48 784 | 82 734 | 70% |
Убыток по скорректированному показателю EBITDA (adjusted EBITDA) | (8 407) | (15 752) | 87% | (29 844) | (56 794) | 90% |
Рентабельность скорректированного показателя EBITDA (adjusted EBITDA margin) | -44,5% | -45,2% | -0,7 п. п. | -61,2% | -68,6% | -7,4 п. п. |
Выручка в сегменте Прочих бизнес-юнитов и инициатив в четвёртом квартале 2023 года увеличилась на 84% по сравнению с аналогичным показателем за четвёртый квартал 2022 года. Этот рост был связан в основном с увеличением доходов направления Устройств и Алисы, Yandex Cloud и направления Финтеха. Выручка направления Устройств и Алисы выросла на 69% год к году и достигла 19,8 млрд рублей — выросли продажи устройств, в том числе благодаря запуску новых моделей и эффективной маркетинговой поддержке. Выручка Yandex Cloud выросла на 60% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года благодаря расширению предоставляемых услуг и увеличению доли рынка на фоне растущего спроса на сервисы Yandex Cloud.
Убыток по скорректированному показателю EBITDA составил 15,8 млрд рублей, тогда как в четвёртом квартале 2022 года он составлял 8,4 млрд рублей. Рост убытка в абсолютных значениях в основном вызван переносом нераспределённых корпоративных расходов, не относящихся к сегментам напрямую, из скорр. EBITDA отчётных сегментов в скорр. EBITDA Прочих бизнес-юнитов и инициатив (хотя эти расходы в целом остаются неизменными в проценте от общей выручки группы), инвестициями в рост Финтех-направления и в Yandex SDG (убыток которого по скорр. EBITDA составил 2,9 млрд рублей в четвёртом квартале 2023 года), а также инвестициями в развитие других вертикалей. Однако на этот показатель положительно повлияли хорошие результаты направления Устройств и Алисы.
Внутрисегментные расчёты
Внутрисегментные расчёты выручки представляют собой элиминируемые обороты внутри операционных сегментов, включая доходы от рекламы и внутрисегментные доходы, связанные с выплатами за использование товарного знака, виртуальные сервера, а также с продажами устройств и другими операциями.
В миллионах рублей | Три месяца, закончившиеся 31 декабря | Двенадцать месяцев, закончившиеся 31 декабря | ||||
2022 | 2023 | Изменение | 2022 | 2023 | Изменение | |
Выручка: | ||||||
Выручка по всем сегментам | 190 562 | 293 726 | 54% | 580 121 | 932 074 | 61% |
Внутрисегментные расчёты | (25 784) | (44 140) | 71% | (58 422) | (131 949) | 126% |
Общая выручка | 164 778 | 249 586 | 51% | 521 699 | 800 125 | 53% |
Скорректированный показатель EBITDA (adjusted EBITDA): | ||||||
Скорректированный показатель EBITDA по всем сегментам (adjusted EBITDA) | 17 540 | 32 923 | 88% | 64 275 | 95 912 | 49% |
Внутрисегментные расчёты | (367) | (20) | -95% | (135) | 1 058 | н/прим. |
Общий скорректированный показатель EBITDA (adjusted EBITDA) | 17 173 | 32 903 | 92% | 64 140 | 96 970 | 51% |
Внутрисегментные расчёты выручки в четвёртом квартале 2023 года увеличились на 71% по сравнению с аналогичным показателем за четвёртый квартал 2022 года. Этот рост был в основном связан с внутригрупповыми элиминируемыми оборотами выручки, которые растут по мере того, как группа компаний Яндекса расширяется и связи между разными сервисами усиливаются. Элиминируемые обороты выручки связаны с перекрёстными рекламными и маркетинговыми кампаниями разных сервисов, продажей устройств, платой всех бизнес-юнитов за использование дата-центров, другой IT-инфраструктуры и прочих централизованных сервисов.
Полная версия пресс-релиза (на английском языке).
---------------------------------------------------
1 Согласно правилам Комиссии по ценным бумагам и фондовым биржам о переводе единиц иностранной валюты, суммы в российских рублях были переведены в суммы в долларах США по курсу 89,6883 рубля за 1 доллар США — официальному курсу обмена Центрального банка Российской Федерации на 31 декабря 2023 года.
2 Эти показатели не являются общепринятыми финансовыми показателями в рамках ОПБУ США: выручка за вычетом вознаграждения партнёрам; скорректированный показатель EBITDA; отношение (рентабельность) скорректированного показателя EBITDA к выручке; скорректированная чистая прибыль. Подробное описание расчетов этих показателей приводится в разделе «Использование показателей, не являющихся общепринятыми финансовыми показателями в рамках ОПБУ США».
3 Валовая стоимость поездок сервисов райдтех-направления (GMV) — это общая сумма, уплаченная клиентами за услуги сервисов такси, каршеринга и аренды самокатов, заказанные на платформе Яндекса, включая НДС.
4Товарооборот (GMV) в сервисах электронной коммерции — совокупная стоимость всех проданных, доставленных и оплаченных товаров на платформах Яндекс Маркет, Яндекс Лавка, а также стоимость оплаченных и доставленных товаров, приобретённых через доставку из магазинов сервисов Яндекс Еда и Деливери, включая НДС.
5 Валовая стоимость заказов (GMV) прочих O2O-сервисов (online-to-offline) включает в себя совокупную сумму платежей пользователей и бизнесов-партнёров за услуги сервисов Доставки и Заправок, совокупную стоимость заказов, доставленных сервисами Яндекс Еда и Деливери (доставка еды из ресторанов), Яндекс Лавка Израиль, а также платежи по некоторым другим небольшим экспериментальным O2O-сервисам, включая НДС.
6 Активный покупатель — это покупатель, совершивший не менее одной покупки в течение 12 месяцев до отчётной даты.
7 Активный продавец — это продавец, совершивший не менее одной продажи в течение одного месяца до отчётной даты.
8 Выручка от продажи товаров включает выручку от прямых продаж (1P) Яндекс Маркета, выручку от прямых продаж Яндекс Лавки в России, где мы работаем по бизнес-модели прямых продаж и выполняем роль продавца, и не включает выручку от платы за доставку в этих сервисах.
9 Комиссионные и другие доходы маркетплейса включают комиссию Яндекс Маркета за сторонние продажи, плату за доставку, за услуги сервиса, а также рекламную выручку сервисов доставки продуктов из магазинов Яндекс Еда и Деливери, плату за доставку и рекламную выручку Яндекс Лавки в России и прочие доходы.
* С учётом дисконта в размере не менее 50% от рыночной стоимости в соответствии с требованиями подкомиссии Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций.
Для прессы:
Пресс-служба компании «Яндекс»
Тел.: +7 495 739-70-00
Электронная почта: pr@yandex-team.ru