Пользователям с особенностями речи теперь будет проще общаться с Алисой. Она стала лучше распознавать голосовые запросы людей с речевыми нарушениями — например, с заиканием, ДЦП, последствиями инсульта или травмы. Это стало возможным благодаря дообучению нейросети.
В процессе обучения Алисе показали сотни тысяч аудиозаписей. Их подготовили люди с особенностями речи, которых Яндекс привлёк к открытому тестированию качества распознавания речи Алисой — в том числе с помощью партнёрских организаций. В итоге разрыв между точностью распознавания обычной речи и с искажениями сократился в среднем на 20%. Качество распознавания оценивали по метрике Word Error Rate (WER): она позволяет определить долю неправильно понятых слов.
В проекте участвовали некоммерческие организации «Центр лечебной педагогики», «Живи сейчас», «Жизненный путь», «Весна», «Перспектива», «Лучшие друзья» и другие. Их подопечные и другие участники тестирования записали более 855 тысяч скороговорок и фрагментов обычной речи — это более 900 часов аудиоматериалов. Классифицировать примеры по типам нарушений помогли специалисты-дефектологи из МГПУ. В общей сложности в проекте участвовали более 300 человек. Подробнее о нём можно узнать на Хабре.
Это не первый проект Яндекса по адаптации виртуального ассистента для людей с особенностями здоровья. Недавно в Москве прошла презентация инклюзивных навыков Алисы, разработанных студентами. А мобильное приложение «Дом с Алисой» уже поддерживает работу с программой экранного доступа. Такая программа зачитывает вслух содержимое экрана, помогая людям с нарушениями зрения взаимодействовать с интерфейсом.
Инклюзия и цифровая доступность — одно из фокусных направлений социальных проектов Яндекса. Для незрячих пользователей адаптировано 15 сервисов и продуктов, среди них Поиск, Браузер, Яндекс Музыка, Букмейт и другие. На Кинопоиске есть фильмы с тифлокомментариями и SDH-субтитрами, а в приложении Go — специальные возможности для людей с особенностями здоровья. Например, можно выбрать опцию «Общаюсь только текстом», «Не говорю, но слышу», «Перевозка собаки-проводника», «Буду на инвалидном кресле» или «Помогите найти машину».
Об Алисе
Алиса — виртуальный ассистент Яндекса. Она умеет отвечать на вопросы, подбирать музыку, помогать в повседневных делах и управлять умным домом. У неё свой характер и чувство юмора, она способна поддержать разговор, придумать слоган или сказку. В основе работы виртуального ассистента лежит мощная нейронная сеть YandexGPT. Алиса доступна в умных устройствах, приложениях и сервисах Яндекса, в чате для работы с текстом на a.ya.ru и в устройствах партнёров.
Пресс-служба компании «Яндекс»
Александр Старцев
Тел.: +7 495 739-70-00
Электронная почта: pr@yandex-team.ru