Яндекс

МКПАО «ЯНДЕКС» объявляет финансовые результаты за I квартал 2024 года

26 апреля 2024

МКПАО «Яндекс» (MOEX: YDEX), частная и независимая IT-компания, которая развивает крупнейшую российскую поисковую систему и создаёт сервисы и технологии мирового уровня для пользователей и для бизнеса, объявляет неаудированные финансовые результаты за первый квартал 2024 года.

Ключевые финансовые и операционные показатели за I квартал 2024 года1

Представленные результаты за I квартал 2024 года, включая исторические результаты в составе Yandex N.V., подготовлены на основании правил управленческого учёта группы МКПАО «Яндекс». Правила управленческого учёта за I квартал 2024 года основаны на принципах бухгалтерского учёта, общепринятых в Соединённых Штатах Америки («ОПБУ США»).

         
В миллионах рублей   

      Три месяца, закончившиеся 31 марта

 

 

2023

2024

Изменение

  Итого выручка

 162 899

 228 314

40%

 

Скорректированный показатель EBITDA

 18 181

 37 601

107%

Результаты группы компаний

Рентабельность скорректированного показателя EBITDA, %

11,2%

16,5%

5,3 п. п.

 

Чистая прибыль

 13 191

 19 376

47%

  Скорректированная чистая прибыль

 8 173

 21 571

164%

  Доля компании на российском поисковом рынке, %

63,3%

64,5%

1,1 п. п.

 

Доля поисковых запросов на устройствах на базе Android, %

62,6%

64,4%

1,8 п. п.

Поиск и портал

Доля поисковых запросов на устройствах на базе iOS, %

49,1%

51,8%

2,6 п. п.

 

Выручка

 67 726

 93 635

38%

  Скорректированный показатель EBITDA

 34 760

 44 218

27%

 

Рентабельность скорректированного показателя EBITDA, %

51,3%

47,2%

−4,1 п. п.

  Выручка

 88 156

 122 117

39%

 

Валовая стоимость заказов райдтех-сервисов (GMV)2

 224 734

 322 099

43%

Электронная коммерция, Райдтех и Доставка

Товарооборот сервисов электронной коммерции (GMV)3

 139 745

 198 983

42%

  Валовая стоимость заказов других O2O-сервисов (GMV)4

 36 607

 60 256

65%

  Общий скорректированный показатель EBITDA

 (10 846)

 2 862

н/прим.

Плюс и развлекательные сервисы

Число подписчиков Яндекс Плюса, млн

22,1

32,7

48%

Подробное описание расчётов скорректированного показателя EBITDA, его рентабельности и скорректированной чистой прибыли приводится в разделе «Использование показателей, не являющихся финансовыми в соответствии с ОПБУ США».

Валовая стоимость поездок сервисов райдтех-направления (GMV) — это общая сумма, уплаченная клиентами за услуги сервисов онлайн-заказа такси, каршеринга и аренды самокатов, заказанные на платформе Яндекса, включая НДС.

3Товарооборот (GMV) в сервисах электронной коммерции — совокупная стоимость всех проданных, доставленных и оплаченных товаров на платформах Яндекс Маркет и Яндекс Лавка, а также совокупная стоимость заказов, доставленных сервисами Яндекс Еда и Деливери (доставка продуктов из магазинов и готовой еды из ресторанов), включая НДС.

4 Валовая стоимость заказов (GMV) прочих O2O-сервисов (online-to-offline) включает в себя совокупную сумму платежей пользователей и бизнесов-партнёров за услуги сервисов Яндекс Доставка и Яндекс Заправки, а также платежи по некоторым другим небольшим экспериментальным O2O-сервисам, включая НДС.

Корпоративная деятельность и события после отчётной даты

  • Нидерландская компания Yandex N.V. 5 февраля 2024 года объявила о заключении сделки по продаже бизнеса Яндекса за 475 млрд руб.* консорциуму частных инвесторов во главе с менеджерами Яндекса. Сделка получила одобрение акционеров Yandex N.V.
  • Yandex N.V. перестанет быть головной компанией группы. После завершения реструктуризации ей станет МКПАО «Яндекс» — частная и независимая компания, которая сохранит бизнесы, сервисы и активы Yandex N.V. за исключением четырёх зарубежных стартапов и дата-центра в Финляндии.
  • В марте 2024 года МКПАО «Яндекс» зарегистрировала проспект эмиссии в ЦБ РФ и получила статус публичной компании, а 1 апреля был получен листинг на Московской бирже. Акции компании войдут в первый котировальный список Мосбиржи и будут торговаться под тикером YDEX, им присвоен идентификационный код (ISIN) RU000A107T19. Торги под новым тикером начнутся в ближайшие месяцы.
  • Ни Yandex N.V., ни МКПАО «Яндекс», ни какие-либо компании группы не находятся под санкциями США, Евросоюза, Швейцарии или Великобритании. Компании группы Яндекса не принадлежат на 50% и более лицам, попавшим под такие санкции, и не находятся под контролем таких лиц. Яндекс продолжает внимательно следить за развитием ситуации в этом отношении.

* С учётом дисконта в размере не менее 50% от рыночной стоимости в соответствии с требованиями подкомиссии Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций.

Консолидированные результаты

Обзор ключевых консолидированных финансовых показателей за три месяца, закончившихся 31 марта 2023 и 2024 годов.

       
В миллионах рублей 

Три месяца, закончившиеся 31 марта

 

2023

2024

Изменение

Выручка

 162 899

 228 314

40%

Операционная прибыль

 7 734

 23 244

201%

Скорректированный показатель EBITDA

 18 181

 37 601

107%

Чистая прибыль

 13 191

 19 376

47%

Скорректированная чистая прибыль

 8 173

 21 571

164%

Раскрытие выручки по сегментам отражено ниже.

Остаток денежных средств и денежных эквивалентов на 31 марта 2024 года:

  • 72,8 миллиарда рублей (788,4 миллиона долларов США) на консолидированной основе.

Численность сотрудников на 31 марта 2024 года:

  • 25,9 тысячи человек, что на 20% больше, чем годом ранее.

Обзор выручки по сегментам

Чтобы лучше отражать операционные показатели компании, начиная с первого квартала 2024 года Яндекс вносит следующие изменения в структуру сегментов, в соответствии с которой компания отчитывалась о финансовых результатах ранее, включая исторические результаты группы в составе Yandex N.V.:

  • Сервисы Едадил (агрегатор скидок, спецпредложений торговых сетей и кешбэков) и Магистрали (сервис междугородних перевозок), ранее относившиеся к направлению других O2O-сервисов, переходят в Поиск и портал и Yandex Cloud (который представлен в сегменте Прочих бизнес-юнитов и инициатив) соответственно. 
  • Сервисы доставки заказов из ресторанов Яндекс Еда и Деливери, ранее относившиеся к направлению других O2O-сервисов, переходят в направление электронной коммерции внутри сегмента Электронной коммерции, Райдтеха и Доставки.

Перечисленные изменения отражены ретроспективно во всех представленных периодах.

Поиск и портал

Сегмент Поиска и портала включает Поиск, Геосервисы, Погоду, Едадил и ряд других сервисов Яндекса.

Ключевые операционные показатели:

  • Доля компании на российском поисковом рынке (включая поиск на мобильных устройствах) в первом квартале 2024 года составила в среднем 64,5% — на 1,1 п. п. выше, чем в первом квартале 2023 года, когда она составляла 63,3%. По сравнению с четвёртым кварталом 2023 года (63,8%) доля выросла на 0,6 п. п (по данным аналитического сервиса Яндекс Радар). 
  • В России доля поисковых запросов к Яндексу на устройствах на базе Android в первом квартале 2024 года составила 64,4% — на 1,8 п. п. выше в сравнении с первым кварталом 2023 года, когда она составляла 62,6%. По сравнению с четвёртым кварталом 2023 года (63,5%) доля выросла на 0,8 п. п. (по данным аналитического сервиса Яндекс Радар).
  • В России доля поисковых запросов к Яндексу на устройствах на базе iOS в первом квартале 2024 года составила 51,8% — на 2,6 п. п. выше в сравнении с первым кварталом 2023 года, когда она составляла 49,1%. По сравнению с четвёртым кварталом 2023 года (51,2%) доля выросла на 0,6 п. п. (по данным аналитического сервиса Яндекс Радар). 
  • Доля поисковых запросов с мобильных устройств в первом квартале 2024 года составила 70,7% от всех поисковых запросов к Яндексу. Трафик с мобильных устройств обеспечил 62,7% выручки от продажи рекламы на странице результатов поиска в первом квартале 2024 года.

     
       
В миллионах рублей 

Три месяца, закончившиеся 31 марта

 

2023

2024

Изменение

Выручка

67 726 

93 635 

38%

Скорректированный показатель EBITDA

34 760 

44 218 

27%

Рентабельность скорректированного показателя EBITDA

51,3%

47,2%

−4,1 п. п.

В первом квартале 2024 года выручка в сегменте Поиска и портала выросла на 38%. Уверенный рост выручки обусловлен развитием поисковых технологий и повышением эффективности рекламных продуктов Яндекса, а также расширением рекламного инвентаря, преимущественно на мобильных платформах.

Рентабельность скорректированного показателя EBITDA в первом квартале 2024 года составила 47,2%, тогда как в первом квартале 2023 года этот показатель составлял 51,3%. На динамику показателя год к году повлияли инвестиции в развитие продуктов и технологий, включая генеративные нейросети, а также увеличение расходов на персонал и маркетинг на фоне роста рекламного бизнеса Яндекса.

Электронная коммерция, Райдтех и Доставка

В сегмент Электронной коммерции, Райдтеха и Доставки входят транзакционные О2О-сервисы:

1. Райдтех включает сервис онлайн-заказа такси, сервис каршеринга Яндекс Драйв, а также сервис аренды самокатов.

2. Электронная коммерция включает мультикатегорийную торговую платформу Яндекс Маркет, сервис гиперлокальной доставки продуктов и хозяйственных товаров Яндекс Лавка, а также сервисы доставки продуктов из магазинов Яндекс Еда и Деливери (ранее Delivery Club) и сервисы доставки заказов из ресторанов Яндекс Еда и Деливери.

3. Другие O2O-сервисы включают Яндекс Доставку — сервис доставки средней и последней мили, сервис для оплаты топлива на АЗС Яндекс Заправки, а также несколько небольших экспериментальных O2O-сервисов.

Ключевые операционные показатели:

  • Товарооборот в сервисах электронной коммерции (GMV) в первом квартале 2024 года вырос на 42% по сравнению с аналогичным показателем за первый квартал прошлого года.
  • Валовая стоимость заказов (GMV) в сервисах Райдтеха выросла на 43% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Яндекс Маркет

  • Количество наименований товаров на Яндекс Маркете к концу первого квартала 2024 года достигло 80,2 миллиона, тогда как в конце первого квартала 2023 года это число составляло 75,3 миллиона.
  • Количество активных покупателей5 на Яндекс Маркете в первом квартале 2024 года выросло на 22% по сравнению с аналогичным показателем год назад и составило 18,7 миллиона. 
  • Количество активных продавцов6 на Яндекс Маркете в первом квартале 2024 года выросло на 52% по сравнению с аналогичным показателем год назад и составило 80,5 тысячи.
  • Доля товарооборота (GMV) сторонних продавцов на Яндекс Маркете (3P) в первом квартале 2024 года составила 91% и увеличилась по сравнению с аналогичным показателем год назад, когда она составляла 75%.

5 Активный покупатель  это покупатель, совершивший не менее одной покупки в течение 12 месяцев до отчётной даты.

6 Активный продавец  это продавец, совершивший не менее одной продажи в течение одного месяца до отчётной даты.

       
В миллионах рублей 

Три месяца, закончившиеся 31 марта

 

2023

2024

Изменение

Валовая стоимость заказов (GMV):

 

 

 

Райдтех

 224 734

 322 099

43%

Сервисы электронной коммерции

 139 745

 198 983

42%

Другие O2O-сервисы 

 36 607

 60 256

65%

Выручка:

 

 

 

Райдтех

 32 542

 47 015

44%

Сервисы электронной коммерции

 50 001

 65 598

31%

Другие O2O-сервисы 

 10 861

 16 790

55%

Внутрисегментные расчёты

 (5 248)

 (7 286)

39%

Итого выручка

 88 156

 122 117

39%

Скорректированный показатель EBITDA/(убыток) сегмента Электронной коммерции, Райдтеха и Доставки:

 (10 846)

 2 862

н/прим.

Валовая стоимость заказов (GMV) в направлении Райдтеха выросла в первом квартале 2024 года на 43% в годовом исчислении в результате роста спроса на услуги сервисов, а также чека на фоне ограниченного предложения. Товарооборот сервисов электронной коммерции (GMV) в первом квартале 2024 года вырос на 42% год к году за счёт органического роста числа пользователей и частоты заказов на пользователя, а также расширения ассортимента и кросс-сервисной синергии, в том числе благодаря расширению продуктовой линейки Финтеха. Рост валовой стоимости заказов (GMV) других O2O-сервисов в первом квартале 2024 года составил 65% в годовом исчислении. Наибольший вклад внесли Яндекс Заправки и Доставка.

Выручка в сегменте Электронной коммерции, Райдтеха и Доставки выросла на 39% в годовом исчислении, в основном за счёт сервисов Райдтеха и электронной коммерции, где наибольший вклад в рост выручки внесла Яндекс Лавка, а следом за ней — Еда и Деливери. Выручка сервисов электронной коммерции увеличилась на 31%, что медленнее роста GMV на фоне значительного снижения доли прямых продаж (1P) Маркета, при этом оптимизация комиссии для 3P-продавцов и рост доли рекламной выручки положительно повлияли на динамику показателя. Выручка других O2O-сервисов выросла на 55% в годовом исчислении, в основном за счёт роста Яндекс Доставки.

Внутрисегментные расчёты выручки в сегменте Электронной коммерции, Райдтеха и Доставки представляют собой элиминируемые обороты выручки между сервисами и направлениями внутри этого сегмента. Динамика этого показателя по сравнению с прошлым годом связана в основном с ростом межсервисных синергетических эффектов: за прошедший год вырос объём заказов в сервисах электронной коммерции и доставки из ресторанов, выполненных логистическим бизнесом Яндекса — Яндекс Доставкой.

Прибыль по скорректированному показателю EBITDA сегмента Электронной коммерции, Райдтеха и Доставки в первом квартале 2024 года составила 2,862 миллиона рублей на фоне улучшения экономики на заказ по мере роста бизнесов сегмента.

Плюс и развлекательные сервисы

В сегмент Плюса и развлекательных сервисов входят единая подписка на сервисы Яндекса — Яндекс Плюс, Яндекс Музыка, Кинопоиск, Букмейт, а также Яндекс Афиша и продюсерский центр Плюс Студия.

Ключевые операционные показатели:

  • Число подписчиков Яндекс Плюса в первом квартале 2024 года достигло 32,7 миллиона, увеличившись на 48% по сравнению с аналогичным показателем на конец первого квартала 2023 года.
       
В миллионах рублей 

Три месяца, закончившиеся 31 марта

 

2023

2024

Изменение

Выручка

13 356 

20 531 

54%

Скорректированный показатель EBITDA/(убыток)

(226)

(526)

н/прим.

Рентабельность скорректированного показателя EBITDA/(убыток)

1,7%

2,6%

−0,9 п. п.

Выручка в сегменте Плюса и развлекательных сервисов в первом квартале 2024 года выросла на 54% по сравнению с аналогичным показателем за первый квартал 2023 года. Рост в основном обусловлен увеличением доходов от продаж подписки Яндекс Плюс — 55% год к году — на фоне роста общего числа платящих подписчиков и увеличения проникновения дополнительных опций к подписке. На рост выручки также повлияла хорошая динамика других доходов (включая рекламную, лицензионную, выручку от продажи билетов и другие категории выручки). 

Убыток по скорректированному показателю EBITDA в первом квартале 2024 года составил 0,5 млрд рублей по сравнению с убытком 0,2 млрд в первом квартале 2023 года. Это связано с инвестициями в продвижение контента, увеличением расходов на персонал и маркетинг, а также прочими расходами, связанными с поддержкой сервисов.

Сервисы объявлений

Сегмент сервисов объявлений включает Авто.ру, Яндекс Недвижимость, Яндекс Аренду и Яндекс Путешествия. 

       
В миллионах рублей 

Три месяца, закончившиеся 31 марта

 

2023

2024

Изменение

Выручка

4 438 

6 903 

56%

Скорректированный показатель EBITDA/(убыток)

(117)

(404)

н/прим.

Рентабельность скорректированного показателя EBITDA/(убыток)

2,6%

5,9%

−3,3 п. п.

Выручка в сегменте сервисов объявлений в первом квартале 2024 года выросла на 56% по сравнению с аналогичным показателем за первый квартал 2023 года. Выручка увеличилась в первую очередь благодаря высоким результатам Авто.ру за счёт расширения базы дилеров, увеличения их активности на платформе и улучшения монетизации, а также Яндекс Путешествий — на фоне укрепления положения сервиса на рынке. На рост выручки также повлияли хорошие результаты Яндекс Недвижимости в категории объявлений на рынке новостроек.

Убыток по скорректированному показателю EBITDA в первом квартале 2024 года составил 0,4 млрд рублей, тогда как в первом квартале 2023 года он составлял 0,1 млрд рублей. Такая динамика объясняется продолжающимися инвестициями в долгосрочное развитие таких бизнесов, как Яндекс Путешествия и Яндекс Недвижимость, что было частично компенсировано позитивной динамикой прибыли по Авто.ру.

Прочие бизнес-юниты и инициативы

Сегмент Прочих бизнес-юнитов и инициатив включает направление разработки беспилотных автомобилей (Yandex SDG), Yandex Cloud, Яндекс 360, Яндекс Образование (Практикум и другие образовательные инициативы), Устройства и Алису, Финтех (в том числе Яндекс Пэй и Яндекс ID) и другие экспериментальные продукты, а также корпоративные расходы, не относящиеся к сегментам напрямую

       
В миллионах рублей 

Три месяца, закончившиеся 31 марта

 

2023

2024

Изменение

Выручка

13 491 

22 778 

69%

Убыток по скорректированному показателю EBITDA

(5 663)

(9 298)

64%

Рентабельность скорректированного показателя EBITDA/(убыток)

42,0%

40,8%

1,2 п. п.

Выручка в сегменте Прочих бизнес-юнитов и инициатив в первом квартале 2024 года увеличилась на 69% по сравнению с аналогичным показателем за первый квартал 2023 года. Этот рост был связан в основном с увеличением доходов направлений Финтеха и Yandex Cloud, а также Устройств и Алисы. Выручка Yandex Cloud выросла на 58% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года благодаря расширению спектра предоставляемых услуг и увеличению доли на рынке на фоне растущего спроса на сервисы Yandex Cloud. Выручка направления Устройств и Алисы выросла на 38% год к году и достигла 8,4 млрд рублей — выросли продажи устройств, в том числе благодаря запуску новых моделей в течение 2023 года и эффективной маркетинговой поддержке.

Убыток по скорректированному показателю EBITDA составил 9,3 млрд рублей, тогда как в первом квартале 2023 года он составлял 5,7 млрд рублей. Рост убытка в абсолютных значениях в основном обусловлен инвестициями в рост бизнесов, включая финтех-направление и Yandex SDG (убыток которого по скорр. EBITDA составил 1,4 млрд рублей в первом квартале 2024 года), а также увеличением нераспределённых корпоративных расходов, которые были частично скомпенсированы результатами Yandex Cloud. Убыток по скорр. EBITDA Прочих бизнес-юнитов и инициатив в проценте от выручки сегмента сократился на 1,2 п. п. на фоне улучшения операционной эффективности в ряде направлений, включая Финтех.

Межсегментные расчёты

Межсегментные расчёты выручки представляют собой элиминируемые обороты между операционными сегментами, включая доходы от рекламы и межсегментные доходы, связанные с выплатами за использование товарного знака, виртуальные серверы, а также с продажами устройств и другими операциями.

       
В миллионах рублей 

Три месяца, закончившиеся 31 марта

 

2023

2024

Изменение

Выручка:

 

 

 

Выручка по всем сегментам

187 167 

265 964 

42%

Межсегментные расчёты

(24 268)

(37 650)

55%

Итого выручка

162 899 

228 314 

40%

Скорректированный показатель EBITDA:

 

 

 

Скорректированный показатель EBITDA по всем сегментам

17 908 

36 852 

106%

Межсегментные расчёты

273 

749 

174%

Общий скорректированный показатель EBITDA

18 181 

37 601 

107%

Межсегментные расчёты в первом квартале 2024 года увеличились на 55% по сравнению с аналогичным показателем за первый квартал 2023 года. Этот рост был в основном связан с перекрёстными рекламными и маркетинговыми кампаниями разных сервисов, совместным использованием дата-центров, другой IT-инфраструктуры и прочих централизованных сервисов.

Консолидированные операционные расходы

       
В миллионах рублей 

Три месяца, закончившиеся 31 марта

 

2023

2024

Изменение

Себестоимость

 76 620

 97 996

28%

Как % от выручки

47,0%

42,9%

-4,1 п.п.

Расходы на разработку

 20 026

 26 905

34%

Как % от выручки

12,3%

11,8%

-0,5 п.п.

Коммерческие, общехозяйственные и административные расходы

 50 410

 68 804

36%

Как % от выручки

30,9%

30,1%

-0,8 п.п.

Амортизация основных средств и нематериальных активов

 8 109

 11 365

40%

Как % от выручки

5,0%

5,0%

0,0 п.п.

Итого операционные расходы

 155 165

 205 070

32%

Как % от выручки

95,3%

89,8%

-5,4 п.п.

       
В миллионах рублей

Три месяца, закончившиеся 31 марта

 

2023

2024

Изменение

Расходы на вознаграждения на основе акций

 5 208

 3 864

-26%

Как % от выручки

3,2%

1,7%

-1,5 п.п.

В первом квартале 2024 года 1,4 миллиарда рублей из общей суммы в 3,9 миллиарда рублей затрат на вознаграждения на основе акций были выплачены и зачтены в составе расходов на персонал, что снизило скорректированный показатель EBITDA.

О компании «Яндекс»

МКПАО «Яндекс» (MOEX: YDEX) — частная и независимая технологическая компания, которая станет новой головной компанией Яндекс после завершения сделки по продаже нидерландской Yandex N.V. бизнеса Яндекса. МКПАО «Яндекс» создаёт сервисы и продукты на базе искусственного интеллекта, которые помогают пользователям и бизнесу в онлайне и офлайне. Яндекс с 1997 года работает над самой популярной в России поисковой системой. Компания развивает райдтех- и фудтех-направления, управляет навигационными, рекламными и развлекательными сервисами, занимается электронной коммерцией, финансовыми технологиями, логистикой и облачными вычислениями, предлагает образовательные проекты для людей разных возрастов. Сервисы и продукты Яндекса базируются на технологиях мирового уровня, которые создает и внедряет команда талантливых учёных и программистов. У компании есть программа лояльности Яндекс Плюс, объединяющая разные сервисы экосистемы. Подробнее о бизнесах Яндекса можно узнать на https://ir.yandex/.

Заявление об ограничении ответственности

Настоящий пресс-релиз может содержать прогнозные заявления, связанные с рисками и неопределённостями. Фактические результаты могут существенно отличаться от результатов, прогнозируемых или подразумеваемых такими заявлениями, и наши представленные результаты не следует рассматривать как показатель будущих результатов нашей деятельности. Потенциальные риски и неопределённости, которые могут привести к тому, что фактические результаты будут отличаться от результатов, прогнозируемых или подразумеваемых такими заявлениями, включают, среди прочего, макроэкономические и геополитические события, влияющие на российскую экономику или на наш бизнес, изменения политической, правовой и (или) регулятивной обстановки, давление со стороны конкурентов, изменения в рыночной среде бизнесов, изменения предпочтений пользователей, развитие технологий, нашу потребность в капитале для обеспечения роста бизнеса, и прочие риски и неопределённости. Вся информация в настоящем пресс-релизе приведена по состоянию на 26 апреля 2024 года (если не указано иное), при этом «Яндекс» прямо отказывается от обязанности обновлять указанную информацию, если закон не требует иного.

Использование показателей, не являющихся финансовыми в соответствии с ОПБУ США

В дополнение к финансовым данным, подготовленным и представленным в соответствии с управленческой отчётностью, мы представляем следующие финансовые показатели: скорректированный показатель EBITDA, рентабельность скорректированного показателя EBITDA и скорректированная(ый) чистая прибыль/(убыток). Для получения дополнительной информации об этих финансовых показателях можно ознакомиться с таблицами «Сверка финансовых показателей» данного релиза. Указанные финансовые показатели мы определяем следующим образом:

  • Скорректированный показатель EBITDA рассчитывается как чистая прибыль/(убыток) до учёта: (1) амортизации основных средств и нематериальных активов, (2) определённых расходов на вознаграждения на основе акций, (3) процентных расходов, (4) расходов по налогу на прибыль, (5) единовременных расходов, связанных с реструктуризацией, (6) обесценения гудвилла и прочих нематериальных активов, (7) процентного дохода, (8) прочих доходов/(расходов), нетто, (9) дохода/(убытка) от инвестиций, учитываемых методом долевого участия.
  • Рентабельность скорректированного показателя EBITDA рассчитывается как деление скорректированного показателя EBITDA на выручку.
  • Скорректированная чистая прибыль рассчитывается как чистая прибыль/(убыток) до учёта (1) определённых расходов на вознаграждения на основе акций, (2) единовременных расходов, связанных с реструктуризацией, (3) обесценения гудвилла и прочих нематериальных активов, (4) чистой прибыли/(убытка) от курсовых разниц. Налоговые эффекты, относящиеся к перечисленным корректировкам также вычитаются из расчёта скорректированной чистой прибыли.

Данные финансовые показатели используются руководством для оценки финансового состояния, а также для принятия решений. Руководство считает, что эти показатели отражают основные операционные показатели компании и, следовательно, могут быть полезны аналитикам и инвесторам в качестве дополнительной информации, которая может помочь в понимании, моделировании и прогнозировании роста нашего бизнеса.

Несмотря на то, что руководство компании использует указанные финансовые показатели для принятия операционных решений и считает эти финансовые показатели полезными для аналитиков и инвесторов, мы признаём наличие ряда ограничений в их использовании. В частности, следует отметить, что некоторые из этих показателей исключают часть текущих расходов, в частности определённые расходы на вознаграждения на основе акций. Кроме того, элементы затрат, которые мы исключаем при расчёте описанных выше показателей, могут отличаться от тех, что исключают другие компании, когда сообщают о результатах своей деятельности.

Ниже мы даём пояснения к соответствующим корректировкам показателей:

Определённые расходы на вознаграждения на основе акций

Вознаграждение сотрудников на основе акций является значительной статьёй расходов и важной частью нашей опционной программы. Поскольку такие вознаграждения зависят от цены наших акций на момент их предоставления, мы считаем, что инвесторам и аналитикам полезно ознакомиться с определёнными финансовыми показателями за вычетом таких затрат. Однако в связи с выплатами денежными средствами части вознаграждений на основе акций в течение 2023 года и I квартала 2024 года мы перестали исключать часть затрат на вознаграждения на основе акций в размере денежных выплат сотрудникам из скорректированного показателя EBITDA/(убыток) и скорректированной чистой прибыли.

Эффект от курсовых разниц

Поскольку мы владеем значительными активами и обязательствами, стоимость которых выражена в валютах, отличных от нашей функциональной валюты — российского рубля, и поскольку колебания валютных курсов находятся вне нашего операционного контроля, мы считаем полезным раскрывать скорректированный показатель EBITDA/(убыток), скорректированную чистую прибыль /(убыток) и соответствующие показатели рентабельности без учёта эффектов от курсовых разниц, чтобы давать более ясное представление о результатах деятельности нашего бизнеса.

Обесценение гудвилла и прочих нематериальных активов

Мы корректируем наши показатели чистой прибыли/(убытка) при расчёте скорректированного показателя EBITDA/(убыток) и скорректированной чистой прибыли/(убытка), исключая из их расчёта эффект от обесценения гудвилла и нематериальных активов, а также любые связанные с этим эффекты по налогу на прибыль, поскольку они находятся вне нашего операционного контроля.

Единовременные расходы, связанные с реструктуризацией

Мы считаем наиболее корректным отражение скорректированной чистой прибыли/(убытка), скорректированного показателя EBITDA/(убыток) и соответствующей рентабельности без учёта доходов/(расходов), не связанных с нашей операционной деятельностью. Поэтому наши скорректированная чистая прибыль и скорректированный показатель EBITDA/(убыток) не включают расходы, связанные с корпоративной реструктуризацией, и другие аналогичные расходы.


 

МКПАО «ЯНДЕКС»

Неаудированный сокращённый консолидированный и комбинированный баланс (1)

(В миллионах российских рублей)

     
   

По состоянию на 31 марта 
2024 г.

АКТИВЫ  

 

    Денежные средства и их эквиваленты  

 72 821

    Средства к получению по незавершённым расчетам  

 14 191

    Торговая и прочая дебиторская задолженность  

 80 551

    Дебиторская задолженность по финансированию продаж  

 24 779

    Расходы будущих периодов   

 18 106

    Запасы  

 22 106

    НДС к возмещению  

 25 556

    Прочие оборотные активы  

 19 531

           Итого оборотные активы  

 277 641

    Основные средства  

 188 345

    Гудвилл  

 142 840

     Нематериальные активы  

 26 775

    Контентные активы  

 29 572

    Активы в форме права пользования по операционной аренде  

 37 046

    Отложенные налоговые активы  

 10 900

    Прочие внеоборотные активы  

 38 828

           Итого внеоборотные активы  

 474 306

                 ИТОГО АКТИВЫ  

 751 947

ОБЯЗАТЕЛЬСТВА И АКЦИОНЕРНЫЙ КАПИТАЛ  

 

    Кредиторская задолженность, начисленные и прочие обязательства  

 204 681

    Долговые обязательства, краткосрочная часть  

 76 982

    Обязательства по налогу на прибыль и прочим налогам  

 33 499

    Отложенная выручка  

 23 178

           Итого краткосрочные обязательства  

 338 340

    Долговые обязательства, долгосрочная часть  

 56 302

    Отложенные налоговые обязательства  

 4 713

    Обязательства по операционной аренде  

 27 248

    Обязательства по финансовой аренде  

 26 920

    Прочие начисленные обязательства  

 30 630

           Итого долгосрочные обязательства  

 145 813

                 Итого обязательства  

 484 153

           Итого собственный капитал  

 267 794

                 ИТОГО ОБЯЗАТЕЛЬСТВА И СОБСТВЕННЫЙ КАПИТАЛ   

 751 947

 

___________________________

(1) Подготовлен на основании правил управленческого учёта Группы МКПАО «ЯНДЕКС», включая исторические результаты Группы в составе Yandex N.V. Правила управленческого учёта основаны на ОПБУ США.


 

МКПАО «ЯНДЕКС»

Неаудированный сокращённый консолидированный и комбинированный отчёт о результатах деятельности *

(В миллионах российских рублей)

         
   

Три месяца, закончившиеся 31 марта

   

2023

 

2024

   

 

   
Выручка  

162 899

 

228 314

Операционные расходы:  

 

 

 

    Себестоимость(1)  

76 620

 

97 996

    Расходы на разработку(1)  

20 026

 

26 905

    Коммерческие, общехозяйственные и административные расходы(1)  

50 410

 

68 804

    Амортизация основных средств и нематериальных активов  

8 109

 

11 365

Итого операционные расходы  

155 165

 

205 070

Операционная прибыль  

 7 734

 

 23 244

    Чистая прибыль  

 13 191

 

 19 376

         
         
         
(1) Данные суммы исключают расходы по амортизации основных средств и нематериальных активов, которые представлены отдельно, и включают расходы на вознаграждения на основе акций, в размере:
         
Себестоимость  

151

 

117

Расходы на разработку  

2 865

 

1 857

Коммерческие, общехозяйственные и административные расходы  

2 191

 

1 890

___________________________

* Подготовлен на основании правил управленческого учёта Группы МКПАО «ЯНДЕКС», включая исторические результаты Группы в составе Yandex N.V. Правила управленческого учёта основаны на ОПБУ США.


 

 МКПАО «ЯНДЕКС»

Сверка финансовых показателей

Сверка скорректированного показателя EBITDA от операционной прибыли

       
В миллионах рублей

Три месяца, закончившиеся 31 марта

 

2023

2024

Изменение

Операционная прибыль

 7 734

 23 244

201%

Амортизация основных средств и нематериальных активов

 8 109

 11 365

40%

Определённые расходы на вознаграждения на основе акций

 2 338

 2 505

7%

Единовременные расходы, связанные с реструктуризацией

 -

 337

н/прим

Обесценение прочих нематериальных активов

 -

 150

н/прим

Скорректированный показатель EBITDA

 18 181

 37 601

107%

 

Сверка cкорректированной чистой прибыли от чистой прибыли

       
В миллионах рублей

Три месяца, закончившиеся 31 марта

 

2023

2024

Изменение

Чистая прибыль

 13 191

 19 376

47%

Определённые расходы на вознаграждения на основе акций

 2 341

 2 505

7%

Положительные курсовые разницы

 (7 552)

 (824)

-89%

Единовременные расходы, связанные с реструктуризацией

 -

 337

н/прим

Обесценение прочих нематериальных активов

 -

 150

н/прим

Налоговые эффекты, относящиеся к перечисленным корректировкам

 193

 27

-86%

Скорректированная чистая прибыль

 8 173

 21 571

164%

 




Контакты
Для инвесторов:
askIR@yandex-team.ru

Для прессы:
pr@yandex-team.ru

МКПАО «Яндекс»

Основной офис в России: Москва

Основной офис
119021, Москва, ул. Льва Толстого, 16
Коммерческий отдел
Отдел по связям с инвесторами
Отдел по связям с общественностью
Корпоративный секретарь
Отдел устойчивого развития