Москва — Амстердам, 27 октября 2021 года. Яндекс (NASDAQ и MOEX: YNDX), крупнейшая российская поисковая система и интернет-портал, объявляет неаудированные финансовые результаты за третий квартал 2021 года.
Ключевые финансовые и операционные показатели за III квартал 2021 года1,2
В миллионах рублей | Три месяца, закончившиеся 30 сентября | |||
2020 | 2021 | Изменение | ||
Общая выручка | 59 882 | 91 305 | 52% | |
Результаты группы компаний | Выручка от продажи интернет-рекламы | 33 598 | 42 605 | 27% |
на сопоставимой основе (like-for-like) | Выручка от продажи интернет-рекламы за вычетом вознаграждения партнёрам | 29 042 | 35 730 | 23% |
с учётом результатов | Скорректированный показатель EBITDA | 14 847 | 5 622 | -62% |
Яндекс.Маркета за 2020 год | Рентабельность скорректированного показателя EBITDA (adjusted EBITDA margin), % | 24,8% | 6,2% | -18,6 п. п. |
Чистая прибыль/(убыток) | 21 688 | (3 908) | н/прим. | |
Скорректированная чистая прибыль | 7 506 | 1 340 | -82% | |
Доля компании на российском поисковом рынке, % | 59,3% | 59,3% | 0,0 п. п. | |
Доля поисковых запросов на устройствах на базе Android, % | 58,7% | 58,9% | 0,2 п. п. | |
Поиск и портал | Выручка | 32 072 | 42 713 | 33% |
Выручка за вычетом вознаграждения партнёрам | 26 975 | 35 075 | 30% | |
Скорректированный показатель EBITDA | 16 781 | 20 684 | 23% | |
Рентабельность скорректированного показателя EBITDA (adjusted EBITDA margin), % | 52,3% | 48,4% | -3,9 п. п. | |
Выручка | 18 552 | 34 011 | 83% | |
Рост числа поездок сервиса онлайн-заказа такси год к году, % | 22,0% | 44,2% | 22,2 п. п. | |
Общая валовая стоимость поездок сервиса онлайн-заказа такси (GMV)3 | 93 722 | 151 987 | 62% | |
Такси (MLU) | Общая валовая стоимость заказов сервисов фудтех-направления | 9 524 | 21 206 | 123% |
Общая валовая стоимость заказов сервиса логистики4 | 2 317 | 7 877 | 240% | |
Общий скорректированный показатель EBITDA | 1 740 | 1 223 | -30% | |
Рентабельность скорректированного показателя EBITDA сервиса онлайн-заказа такси в % от GMV | 3,0% | 2,8% | -0,2 п. п. | |
Товарооборот (GMV)5 на сервисах электронной коммерции | 13 307 | 41 827 | 214% | |
Яндекс.Маркет | Товарооборот (GMV)на маркетплейсе | 10 145 | 31 620 | 212% |
Общий скорректированный показатель EBITDA | (1 221) | (11 673) | н/прим. | |
Медиасервисы | Число подписчиков Яндекс Плюса, млн | 5,1 | 10,3 | 102% |
Дзен | Ежедневная аудитория, млн | 18,2 | 20,6 | 13% |
Время просмотра видео в % от общего времени, проведённого на сервисе | 19,0% | 40,0% | 21,0 п. п. |
Финансовый прогноз
Исходя из текущих финансовых результатов, мы ожидаем, что общая выручка группы компаний Яндекса составит 340–350 миллиардов рублей за полный 2021 год.
Мы увеличили прогноз по росту выручки Поиска и портала в рублях с 24–26% (mid-twenties) до 27–29% (high-twenties) за полный 2021 год по сравнению с 2020 годом. Более быстрый, чем ожидалось, рост связан с целевым инвестированием в развитие поисковых и рекламных технологий, продуктов для малого и среднего бизнеса, а также с инвестициями в рост доли поиска на устройствах на базе iOS. С учётом этих инвестиций мы ожидаем, что рентабельность скорректированного показателя EBITDA (adjusted EBITDA margin) Поиска и портала в 2021 году хотя и будет незначительно ниже этого показателя за 2020 год, но всё же превысит 48%.
Мы также увеличили прогноз роста общей валовой стоимости поездок сервиса онлайн-заказа такси в 2021 году с 60% до 65–70% по сравнению с 2020 годом.
Мы ожидаем, что товарооборот (GMV) на сервисах электронной коммерции (включая маркетплейс Яндекс.Маркета, сервис доставки продуктов Яндекс.Лавка, а также товары повседневного спроса, заказанные из магазинов-партнёров через сервис Яндекс.Еда) в 2021 году увеличится в три раза по сравнению с 2020 годом.
Наш прогноз отражает текущую оценку, основанную на тенденциях, наблюдаемых на протяжении десяти месяцев этого года. Он может измениться в зависимости от ситуации на рынке, в том числе под влиянием экономических и иных возможных последствий пандемии коронавируса.
Корпоративная деятельность
Консолидированные результаты
Обзор ключевых консолидированных финансовых показателей за три и девять месяцев, закончившихся 30 сентября 2020 и 2021 годов, с учётом финансовых результатов Яндекс.Маркета с 24 июля 2020 года (дата консолидации).
В миллионах рублей | Три месяца, закончившиеся 30 сентября | Девять месяцев, закончившиеся 30 сентября | ||||
2020 | 2021 | Изменение | 2020 | 2021 | Изменение | |
Выручка | 58 335 | 91 305 | 57% | 146 745 | 245 843 | 68% |
Выручка за вычетом вознаграждения партнёрам | 53 819 | 84 430 | 57% | 132 715 | 227 336 | 71% |
Операционная прибыль/(убыток) | 6 258 | (5 684) | н/прим. | 11 563 | (10 674) | н/прим. |
Скорректированный показатель EBITDA | 14 984 | 5 622 | -62% | 35 580 | 22 423 | -37% |
Чистая прибыль/(убыток) | 21 761 | (3 908) | н/прим. | 23 445 | (11 792) | н/прим. |
Скорректированная чистая прибыль | 7 521 | 1 340 | -82% | 14 552 | 5 360 | -63% |
Обзор ключевых финансовых показателей с учётом Яндекс.Маркета на сопоставимой основе (like-for-like) за три и девять месяцев, закончившихся 30 сентября 2020 и 2021 годов.
В миллионах рублей | Три месяца, закончившиеся 30 сентября | Девять месяцев, закончившиеся 30 сентября | ||||
2020 | 2021 | Изменение | 2020 | 2021 | Изменение | |
Выручка | 59 882 | 91 305 | 52% | 160 226 | 245 843 | 53% |
Выручка за вычетом вознаграждения партнёрам | 55 327 | 84 430 | 53% | 145 764 | 227 336 | 56% |
Операционная прибыль/(убыток) | 5 920 | (5 684) | н/прим. | 5 434 | (10 674) | н/прим. |
Скорректированный показатель EBITDA | 14 847 | 5 622 | -62% | 31 408 | 22 423 | -29% |
Чистый убыток | 21 688 | (3 908) | н/прим. | 20 404 | (11 792) | н/прим. |
Скорректированная чистая прибыль | 7 506 | 1 340 | -82% | 12 117 | 5 360 | -56% |
Раскрытие выручки по сегментам отражено ниже.
Остаток денежных средств, денежных эквивалентов и депозитов на 30 сентября 2021 года:
* по курсу обмена валют на дату платежа.
Обзор выручки по сегментам
Поиск и портал
Сегмент Поиска и портала включает Поиск, Геосервисы, Яндекс 360, Погоду, Новости, Путешествия, голосового помощника Алису и ряд других сервисов Яндекса в России, Беларуси и Казахстане.
Ключевые операционные показатели:
В миллионах рублей | Три месяца, закончившиеся 30 сентября | Девять месяцев, закончившиеся 30 сентября | ||||
2020 | 2021 | Изменение | 2020 | 2021 | Изменение | |
Выручка | 32 072 | 42 713 | 33% | 88 162 | 117 280 | 33% |
Выручка за вычетом вознаграждения партнёрам | 26 975 | 35 075 | 30% | 72 497 | 96 252 | 33% |
Скорректированный показатель EBITDA (adjusted EBITDA) | 16 781 | 20 684 | 23% | 42 587 | 56 094 | 32% |
Рентабельность скорректированного показателя EBITDA (adjusted EBITDA margin) | 52,3% | 48,4% | -3,9 п. п. | 48,3% | 47,8% | -0,5 п. п. |
В третьем квартале 2021 года выручка в сегменте Поиска и портала выросла на 33%, а выручка за вычетом вознаграждения партнёрам — на 30% по сравнению с аналогичными показателями год назад. Нормализованный рост выручки по сравнению с аналогичным показателем за третий квартал 2019 года составил 16%. Этот уверенный рост связан в первую очередь с хорошими результатами нашего основного бизнеса — Поиска и увеличением доли компании на поисковом рынке, а также с ростом доходов от продажи мобильной рекламы, и рекламы на сайтах-партнёрах Рекламной сети Яндекса благодаря нашим инвестициям в развитие рекламных продуктов, инструментов и технологий.
Рентабельность скорректированного показателя EBITDA (adjusted EBITDA margin) в третьем квартале 2021 года составила 48,4%, тогда как в третьем квартале 2020 года этот показатель составлял 52,3%.
Такая динамика связана в основном с инвестициями в рекламные технологии (включая повышение эффективности стратегий конверсии и разработку продуктов для малого и среднего бизнеса), а также с затратами на продуктовый и перформанс-маркетинг для поддержки роста поисковой доли на iOS. Эта динамика также была обусловлена высоким базовым эффектом от сокращения расходов, связанных с пандемией, в 2020 году.
Такси
Сегмент Такси включает райдтех-сервисы: сервис онлайн-заказа такси (Яндекс.Такси в России и 17 странах СНГ, Европы, Ближнего Востока и Африки, а также Uber в России и СНГ) для физических и юридических лиц и каршеринг Яндекс.Драйв; фудтех-направление (сервис доставки продуктов из магазинов и заказов из ресторанов Яндекс.Еда, а также гиперлокальный сервис доставки продуктов Яндекс.Лавка); Яндекс.Доставку — сервис логистики на этапе «последней мили» (финальный отрезок доставки до клиента) для физических и юридических лиц.
Ключевые операционные показатели:
В миллионах рублей | Три месяца, закончившиеся 30 сентября | Девять месяцев, закончившиеся 30 сентября | ||||
2020 | 2021 | Изменение | 2020 | 2021 | Изменение | |
Валовая стоимость заказов (GMV): | ||||||
Райдтех | 97 052 | 156 136 | 61% | 233 780 | 414 118 | 77% |
Такси | 93 722 | 151 987 | 62% | 226 443 | 403 302 | 78% |
Яндекс.Драйв | 3 330 | 4 149 | 25% | 7 337 | 10 816 | 47% |
Яндекс.Доставка | 2 317 | 7 877 | 240% | 4 413 | 18 160 | 312% |
Фудтех | 9 524 | 21 206 | 123% | 24 234 | 53 654 | 121% |
Общая валовая стоимость заказов (GMV) | 108 893 | 185 219 | 70% | 262 427 | 485 932 | 85% |
Выручка: | ||||||
Райдтех | 13 697 | 22 090 | 61% | 34 415 | 58 670 | 70% |
Такси | 10 985 | 18 632 | 70% | 28 414 | 49 658 | 75% |
Яндекс.Драйв | 2 712 | 3 458 | 28% | 6 001 | 9 012 | 50% |
Яндекс.Доставка | 739 | 3 316 | 349% | 1 544 | 7 619 | 393% |
Фудтех | 4 396 | 9 840 | 124% | 10 291 | 25 030 | 143% |
Внутрисегментные расчёты | (280) | (1 235) | 341% | (546) | (2 625) | 381% |
Общая выручка | 18 552 | 34 011 | 83% | 45 704 | 88 694 | 94% |
Скорректированный показатель EBITDA (adjusted EBITDA): | ||||||
Райдтех | 2 900 | 4 785 | 65% | 4 775 | 15 527 | 225% |
Такси | 2 829 | 4 317 | 53% | 6 644 | 14 756 | 122% |
Яндекс.Драйв | 71 | 468 | н/прим. | (1 869) | 771 | н/прим. |
Яндекс.Доставка | (222) | (346) | 56% | (407) | (847) | 108% |
Фудтех | (938) | (3 216) | 243% | (2 698) | (8 147) | 202% |
Общий скорректированный показатель EBITDA (adjusted EBITDA) | 1 740 | 1 223 | -30% | 1 670 | 6 533 | 291% |
Рентабельность скорректированного показателя EBITDA в % от GMV: | ||||||
Райдтех | 3,0% | 3,1% | 0,1 п. п. | 2,0% | 3,7% | 1,7 п. п. |
Такси | 3,0% | 2,8% | -0,2 п. п. | 2,9% | 3,7% | 0,8 п. п. |
Яндекс.Драйв | 2,1% | 11,3% | 9,2 п. п. | -25,5% | 7,1% | н/прим. |
Яндекс.Доставка | -9,6% | -4,4% | 5,2 п. п. | -9,2% | -4,7% | 4,5 п. п. |
Фудтех | -9,8% | -15,2% | -5,4 п. п. | -11,1% | -15,2% | -4,1 п. п. |
Общая рентабельность скорректированного показателя EBITDA в % от GMV | 1,6% | 0,7% | -0,9 п. п. | 0,6% | 1,3% | 0,7 п. п. |
Выручка в сегменте Такси выросла на 83% в основном за счёт результатов сервиса онлайн-заказа такси (включая услуги для B2B-клиентов) и Яндекс.Лавки, а также в связи с ростом каршеринга и логистического сервиса. Рост выручки сервиса онлайн-заказа такси на 70% и Яндекс.Драйва на 28% был обусловлен увеличением числа поездок и ускорением темпов роста общей валовой стоимости заказов. Выручка Яндекс.Доставки в третьем квартале увеличилась на 349% по сравнению с аналогичным показателем год назад и продемонстрировала ускоренный рост по сравнению с темпами второго квартала 2021 года — благодаря постоянно растущему спросу на услуги доставки «последней мили».
Выручка фудтех-направления в третьем квартале 2021 года выросла на 124% по сравнению с аналогичным показателем год назад. Этот рост в основном вызван развитием сервиса гиперлокальной доставки продуктов в связи с повышением спроса и открытием новых дарксторов Яндекс.Лавки. Рост выручки также обусловлен хорошими результатами Яндекс.Еды, чья доля в общей валовой стоимости направления электронной коммерции (GMV) в третьем квартале составила 22%. Нормализованный рост выручки в сегменте Такси по сравнению с третьим кварталом 2019 года составил 46%, Яндекс.Драйва — 28%, фудтех-направления — 235% (включая нормализованный рост выручки Яндекс.Еды, который составил 91%).
Внутрисегментные расчёты выручки в сегменте Такси представляют собой элиминируемые обороты выручки внутри сервисов и направлений группы компаний Яндекс.Такси. Рост внутрисегментных расчётов в третьем квартале 2021 года на 341% по сравнению с аналогичным показателем третьего квартала 2020 года связан в основном с увеличением числа заказов в сервисах фудтех-направления, доставку которых осуществлял логистический сервис Яндекс.Доставка, входящий в состав сегмента Такси.
Скорректированный показатель EBITDA (adjusted EBITDA) сегмента Такси в третьем квартале 2021 года составил 1 223 миллиона рублей, тогда как в третьем квартале 2020 года он составлял 1 740 миллионов рублей. Скорректированный показатель EBITDA (adjusted EBITDA) направления транспортных сервисов в третьем квартале 2021 года вырос на 65% по сравнению с аналогичным показателем год назад и составил 4 785 миллионов рублей. Этот рост был нивелирован инвестициями в стремительно растущие сервисы Яндекс.Лавка и Яндекс.Еда (в частности, в развитие сервиса доставки заказов из сетевых продуктовых магазинов), а также затратами на развитие логистического направления.
Яндекс.Маркет
Сегмент Яндекс.Маркета включает маркетплейс, сервис для выбора товаров и сравнения цен и несколько небольших экспериментальных направлений.
Ключевые операционные показатели:
Финансовые результаты Яндекс.Маркета на сопоставимой основе (like-for-like) представляют собой отдельные финансовые результаты этого сегмента за полные три и девять месяцев, закончившихся 30 сентября 2020 и 2021 годов:
В миллионах рублей | Три месяца, закончившиеся 30 сентября | Девять месяцев, закончившиеся 30 сентября | ||||
2020 * | 2021 | Изменение | 2020 * | 2021 | Изменение | |
Товарооборот на Яндекс.Маркете (GMV) | 10 145 | 31 620 | 212% | 28 920 | 75 980 | 163% |
Выручка | 6 910 | 8 662 | 25% | 20 172 | 24 834 | 23% |
Выручка от продажи товаров (1P) | 3 377 | 5 795 | 72% | 10 860 | 17 298 | 59% |
Комиссионные и другие доходы маркетплейса (3P) | 1 367 | 1 941 | 42% | 3 035 | 3 582 | 18% |
Рекламные доходы (cost-per-click)8 | 2 166 | 926 | -57% | 6 277 | 3 954 | -37% |
Скорректированный показатель EBITDA (adjusted EBITDA) | (1 221) | (11 673) | н/прим. | (5 257) | (28 079) | н/прим. |
Рентабельность скорректированного показателя EBITDA (adjusted EBITDA margin) | -17,7% | -134,8% | -117,1 п. п. | -26,1% | -113,1% | -87 п. п. |
* Финансовые результаты Яндекс.Маркета за три и девять месяцев, закончившихся 30 сентября 2020 года, не учитывались в консолидированных финансовых результатах Яндекса, кроме принадлежащей Яндексу доли, которая была отражена как убыток от инвестиций по методу долевого участия.
Товарооборот на Яндекс.Маркете в третьем квартале 2021 года вырос на 212% год к году. Во втором квартале 2021 года этот рост составлял 144%. Рост показателя в третьем квартале 2021 года обусловлен рядом факторов, в том числе увеличением аудитории, значительным расширением ассортимента товаров, развитием инфраструктуры, быстрым переходом продавцов с сервиса сравнения цен (модель оплаты за клик CPC) на маркетплейс (модель оплаты за действие CPA), улучшением продукта, а также вкладом от интеграции с подпиской Яндекс Плюс.
Общая выручка Яндекс.Маркета в третьем квартале 2021 года выросла на 25% по сравнению с аналогичным показателем за третий квартал 2020 года. Общая выручка росла медленнее, чем товарооборот, из-за изменений в структуре выручки маркетплейса (доля сторонних продаж (3P) в третьем квартале 2021 года увеличилась на 78% по сравнению с 60% в третьем квартале 2020 года), уменьшения размера комиссии, а также снижения выручки сервиса для сравнения цен (она снизилась на 57% год к году в связи тем, что мы активно переводили продавцов с модели оплаты за клик (CPC) на сервисе сравнения цен к комиссионной модели продаж (3P) на маркетплейсе). Доходы от прямых продаж (1P) выросли на 72% за счёт общего роста сервиса. На темпы роста доходов от прямых продаж частично повлияло снижение их доли в общем товарообороте Яндекс.Маркета. Комиссионные и прочие доходы маркетплейса от сторонних продаж (3P) выросли на 42% в связи общим ростом товарооборота (GMV) на основе комиссионной модели продаж (3P). Этот рост был частично нивелирован уменьшением размера комиссии и ростом доли операционной модели прямых поставок.
Убыток по скорректированному показателю EBITDA Яндекс.Маркета в третьем квартале 2021 года составил 11,7 миллирда рублей. Рост убытка был связан с инвестициями в развитие операционной деятельности, в том числе расширение ассортимента и категорий товаров, развитие инфраструктуры доставки и исполнения заказов, улучшение качества сервиса, снижение комиссионных сборов на маркетплейсе, а также с затратами на маркетинговые кампании, направленные на расширение клиентской базы и усиление восприятия бренда как мультикатегорийного маркетплейса.
Медиасервисы
В сегмент Медиасервисов входят единая подписка на сервисы Яндекса — Яндекс Плюс, Яндекс.Музыка, КиноПоиск, Яндекс.Афиша, а также продюсерский центр Яндекс.Студия.
Ключевые операционные показатели:
В миллионах рублей | Три месяца, закончившиеся 30 сентября | Девять месяцев, закончившиеся 30 сентября | ||||
2020 | 2021 | Изменение | 2020 | 2021 | Изменение | |
Выручка | 1 773 | 4 311 | 143% | 4 906 | 11 891 | 142% |
Скорректированный показатель EBITDA (adjusted EBITDA) | (1 027) | (1 589) | 55% | (2 594) | (4 578) | 76% |
Рентабельность скорректированного показателя EBITDA (adjusted EBITDA margin) | -57,9% | -36,9% | 21 п. п. | -52,9% | -38,5% | 14,4 п. п. |
Выручка в сегменте Медиасервисов в третьем квартале 2021 года выросла на 143% по сравнению с аналогичным показателем за третий квартал 2020 года. Этот рост был вызван в основном увеличением доходов от продаж единой подписки на сервисы Яндекса в связи с быстрым ростом числа подписчиков, а также ростом прочих доходов, включая доходы от продажи рекламы и доходы, связанные с развитием нового источника выручки — продажи лицензий (рост доходов от лицензирования, в свою очередь, обусловлен активизацией продаж лицензий на оригинальные произведения КиноПоиска и сублицензий на эксклюзивные права). Убыток по скорректированному показателю EBITDA составил 1,6 миллиарда рублей и был вызван затратами на контент (включая оригинальные и эксклюзивные произведения) и маркетинг для поддержки роста аудитории подписчиков Яндекс Плюса.
Сервисы объявлений
Сегмент сервисов объявлений включает Авто.ру, Яндекс.Недвижимость, Яндекс.Работу и Яндекс.Объявления.
В миллионах рублей | Три месяца, закончившиеся 30 сентября | Девять месяцев, закончившиеся 30 сентября | ||||
2020 | 2021 | Изменение | 2020 | 2021 | Изменение | |
Выручка | 1 586 | 2 078 | 31% | 3 960 | 5 856 | 48% |
Скорректированный показатель EBITDA (adjusted EBITDA) | 495 | 468 | -5% | 471 | 1 581 | 236% |
Рентабельность скорректированного показателя EBITDA (adjusted EBITDA margin) | 31,2% | 22,5% | -8,7 п. п. | 11,9% | 27,0% | 15,1 п. п. |
Выручка в сегменте сервисов объявлений в третьем квартале 2021 года выросла на 31% по сравнению с аналогичным показателем за третий квартал 2020 года. Этот рост обусловлен увеличением доходов от размещения объявлений автодилеров, запуском аукционной модели и повышением цен. Доходы от услуг финансирования и страхования автомобилей выросли в 2,8 раза по сравнению с третьим кварталом 2020 года. Этот рост вызван тем, что мы оптимизировали стратегии монетизации и внесли ряд операционных улучшений в нашу брокерскую модель. Скорректированный показатель EBITDA (adjusted EBITDA) в третьем квартале 2021 года снизился на 5% по сравнению с аналогичным показателем в третьем квартале 2020 года. Такая динамика связана с увеличением затрат на разработку и маркетинг новых продуктов, что позволило нам нарастить долю рынка несмотря на усиление конкуренции.
Прочие бизнес-юниты и инициативы
Сегмент Прочих бизнес-юнитов и инициатив включает направление разработки беспилотных автомобилей (Yandex SDG), Дзен, Yandex.Cloud, Яндекс.Образование, Устройства, Яндекс.Услуги, эксперименты Яндекс.Лавки на международных рынках и другие эксперименты.
Ключевые операционные показатели:
В миллионах рублей | Три месяца, закончившиеся 30 сентября | Девять месяцев, закончившиеся 30 сентября | ||||
2020 | 2021 | Изменение | 2020 | 2021 | Изменение | |
Выручка | 2 703 | 5 812 | 115% | 6 485 | 15 440 | 138% |
Скорректированный показатель EBITDA (adjusted EBITDA) | (2 006) | (3 563) | 78% | (5 713) | (9 367) | 64% |
Рентабельность скорректированного показателя EBITDA (adjusted EBITDA margin) | -74,2% | -61,3% | 12,9 п. п. | -88,1% | -60,7% | 27,4 п. п. |
Выручка в сегменте Прочих бизнес-юнитов и инициатив в третьем квартале 2021 года увеличилась на 115% по сравнению с аналогичным показателем за третий квартал 2020 года. Этот рост был связан в основном с быстрым увеличением доходов сегмента Устройств (за счёт повышенного спроса на Яндекс.Станцию доходы в этом сегменте выросли в третьем квартале 2021 года на 160% по сравнению с аналогичным показателем за третий квартал 2020 года и составили 2,2 миллиарда рублей), а также с ростом сервисов Дзен и Yandex.Cloud.
Убыток по скорректированному показателю EBITDA составил 3,6 миллиарда рублей, тогда как в третьем квартале 2020 года он составлял 2,0 миллиарда рублей. На динамику убытков в основном повлияли инвестиции в сервис Дзен и в разработку беспилотных автомобилей (где убыток по скорректированному показателю EBITDA в третьем квартале 2021 года составил 1,1 миллиарда рублей), а также запуск ряда новых экспериментальных направлений, которые появились только в этом году: финтех-направление, сервисная модель Яндекс.Услуг, пилотный запуск Яндекс.Лавки на международных рынках и другие инициативы. Рентабельность скорректированного показателя EBITDA (adjusted EBITDA margin) в сегменте Устройств в третьем квартале 2021 года составила -9,2%, тогда как в третьем квартале 2020 года этот показатель составлял -26,5%. На динамику этого показателя в основном повлиял рост объёмов продаж, оптимизация закупочных цен и затрат на логистику и положительный эффект от курса обмена иностранной валюты.
Внутрисегментные расчёты
Внутрисегментные расчёты выручки представляют собой элиминируемые обороты внутри операционных сегментов, включая доходы от рекламы и внутрисегментные доходы, связанные с выплатами за использование товарного знака, виртуальные сервера, логистические услуги, а также с продажами устройств и другими операциями.
В миллионах рублей | Три месяца, закончившиеся 30 сентября | Девять месяцев, закончившиеся 30 сентября | ||||
2020 | 2021 | Изменение | 2020 | 2021 | Изменение | |
Выручка: | ||||||
Выручка по всем сегментам | 61 894 | 97 587 | 58% | 154 425 | 263 995 | 71% |
Внутрисегментные расчёты | (3 559) | (6 282) | 77% | (7 680) | (18 152) | 136% |
Общая выручка | 58 335 | 91 305 | 57% | 146 745 | 245 843 | 68% |
Скорректированный показатель EBITDA (adjusted EBITDA): | ||||||
Скорректированный показатель EBITDA по всем сегментам (adjusted EBITDA) | 14 906 | 5 550 | -63% | 35 344 | 22 184 | -37% |
Внутрисегментные расчеты | 78 | 72 | -8% | 236 | 239 | 1% |
Общий скорректированный показатель EBITDA (adjusted EBITDA) | 14 984 | 5 622 | -62% | 35 580 | 22 423 | -37% |
Внутрисегментные расчёты выручки в третьем квартале 2021 года увеличились на 77% по сравнению с аналогичным показателем за третий квартал 2020 года. На сопоставимой основе (с учётом показателей Яндекс.Маркета в третьем квартале 2020 и 2021 годов) внутрисегментные расчеты выручки в третьем квартале 2021 года выросли на 69%. Этот рост был в основном связан с быстрым ростом сервиса Дзен, который привёл к увеличению элиминируемых оборотов вознаграждения партнёрам внутри компании. Помимо этого, на рост повлияли элиминируемые обороты выручки в сегменте Поиска и портала (связанные с выплатами за использование товарного знака, платой бизнес-юнитов за аренду дата-центров, а также с перекрёстными рекламными и маркетинговыми кампаниями разных сервисов) и внутрисегментные расчёты Яндекс.Маркета и Яндекс.Такси, связанные с услугами логистики.
Обзор структуры консолидированной выручки9
В миллионах рублей | Три месяца, закончившиеся 30 сентября | Девять месяцев, закончившиеся 30 сентября | ||||
2020 | 2021 | Изменение | 2020 | 2021 | Изменение | |
Выручка от продажи интернет-рекламы | 33 179 | 42 605 | 28% | 88 048 | 118 187 | 34% |
Выручка, относящаяся к сегменту Такси, без учёта выручки от продажи товаров | 15 801 | 26 279 | 66% | 39 825 | 68 460 | 72% |
Выручка от продажи товаров | 5 922 | 13 971 | 136% | 9 997 | 38 252 | 283% |
Прочие доходы | 3 433 | 8 450 | 146% | 8 875 | 20 944 | 136% |
Общая выручка | 58 335 | 91 305 | 57% | 146 745 | 245 843 | 68% |
Выручка от продажи интернет-рекламы (с учётом выручки Яндекс.Маркета в третьем квартале 2020 года) на сопоставимой основе (like-for-like), выросла на 27% по сравнению с аналогичным показателем за третий квартал 2020 года. Выручка от продажи интернет-рекламы за вычетом вознаграждения партнёрам выросла на 23%. Нормализованный рост выручки от продажи интернет-рекламы по сравнению с аналогичным показателем за третий квартал 2019 года составил 14%, а рост выручки от продажи интернет-рекламы за вычетом вознаграждения партнёрам — 15%.
Полная версия пресс-релиза (на английском языке).
---------------------------------------------------
1 Согласно правилам Комиссии по ценным бумагам и фондовым биржам о переводе единиц иностранной валюты, суммы в российских рублях были переведены в суммы в долларах США по курсу 72,7608 рубля за 1 доллар США — официальному курсу обмена Центрального банка Российской Федерации на 30 сентября 2021 года.
2 Эти показатели не являются общепринятыми показателями GAAP: выручка за вычетом вознаграждения партнёрам; скорректированный показатель EBITDA; отношение (рентабельность) скорректированного показателя EBITDA к выручке; отношение (рентабельность) скорректированного показателя EBITDA к выручке за вычетом вознаграждения партнёрам; скорректированная чистая прибыль; отношение (рентабельность) скорректированной чистой прибыли к выручке и отношение (рентабельность) скорректированной чистой прибыли к выручке за вычетом вознаграждения партнёрам, финансовые результаты на сопоставимой основе, включая результаты Яндекс.Маркета, и выручка от продаж интернет-рекламы на сопоставимой основе, включая выручку Яндекс.Маркета. Подробное описание расчетов этих показателей приводится в разделе «Использование показателей, не являющихся общепринятыми финансовыми показателями в рамках ОПБУ США».
3 Валовая стоимость поездок сервиса онлайн-заказа такси (GMV) — это стоимость исполненных заказов, оплаченных по итоговой цене на дату их исполнения, включая НДС.
4 Валовая стоимость заказов сервиса Яндекс.Доставка — это общая сумма транзакций, совершённых физическими или юридическими лицами, в обмен на услугу доставки на этапе «последней мили», включая НДС и без учёта скидок или возвратов оплаты покупателям, а также выплат и поощрений партнёрам (водителям и курьерам).
5Товарооборот (GMV) направления электронной коммерции — это стоимость заказов на маркетплейсе Яндекс.Маркета и в Яндекс.Лавке, а также стоимость заказов товаров повседневного спроса из магазинов-партнёров в Яндекс.Еде, доставленных клиентам и оплаченных с учётом НДС.
6Активный покупатель — это покупатель, совершивший не менее одной покупки в течение 12 месяцев до отчётной даты.
7Активный продавец — это продавец, совершивший не менее одной продажи в течение одного месяца до отчётной даты.
8 Рекламные доходы (cost-per-click) — это доходы, которые сервис сравнения товаров и цен получает от оплаты каждого перехода пользователя на сайт магазина. Доходы маркетплейса представляют собой доходы от прямых продаж (1P), а также комиссионные и иные доходы от сторонних продаж (3P) по модели CPA (cost-per-action), то есть с оплатой за действие пользователя.
9Полное описание структуры консолидированной выручки с указанием источников представлено под заголовком «Доходы» (стр.70) в годовом отчете по форме 20-F за период, закончившийся 31 декабря 2020 года.
Пресс-служба компании «Яндекс»
Илья Грабовский
Тел.: +7 495 739-70-00
Электронная почта: pr@yandex-team.ru