Яндекс

Яндекс объявляет финансовые результаты за III квартал 2021 года

27 октября 2021

Москва — Амстердам, 27 октября 2021 года. Яндекс (NASDAQ и MOEX: YNDX), крупнейшая российская поисковая система и интернет-портал, объявляет неаудированные финансовые результаты за третий квартал 2021 года.

Инфографика финансовых результатов Яндекса за 3 квартал 2021 года

Ключевые финансовые и операционные показатели за III квартал 2021 года1,2

В миллионах рублей 

Три месяца, закончившиеся 30 сентября

2020

2021

Изменение 

Общая выручка

 59 882

 91 305

52%

Результаты группы компаний 

Выручка от продажи интернет-рекламы

 33 598

 42 605

27%

на сопоставимой основе 

(like-for-like) 

Выручка от продажи интернет-рекламы за вычетом вознаграждения партнёрам

 29 042

 35 730

23%

с учётом результатов

Скорректированный показатель EBITDA

 14 847

 5 622

-62%

Яндекс.Маркета за 2020 год

Рентабельность скорректированного показателя EBITDA (adjusted EBITDA margin), %

24,8%

6,2%

-18,6 п. п.

Чистая прибыль/(убыток)

 21 688

 (3 908)

н/прим.

Скорректированная чистая прибыль 

 7 506

 1 340

-82%

Доля компании на российском поисковом рынке, %

59,3%

59,3%

0,0 п. п.

Доля поисковых запросов на устройствах на базе Android, %

58,7%

58,9%

0,2 п. п.

Поиск и портал

Выручка

 32 072

 42 713

33%

Выручка за вычетом вознаграждения партнёрам

 26 975

 35 075

30%

Скорректированный показатель EBITDA

 16 781

 20 684

23%

Рентабельность скорректированного показателя EBITDA (adjusted EBITDA margin), %

52,3%

48,4%

-3,9 п. п.

Выручка

 18 552

 34 011

83%

Рост числа поездок сервиса онлайн-заказа такси год к году, %

22,0%

44,2%

22,2 п. п.

Общая валовая стоимость поездок сервиса онлайн-заказа такси (GMV)3

 93 722

 151 987

62%

Такси (MLU)

Общая валовая стоимость заказов сервисов фудтех-направления 

 9 524

 21 206

123%

Общая валовая стоимость заказов сервиса логистики4

 2 317

 7 877

240%

Общий скорректированный показатель EBITDA

 1 740

 1 223

-30%

Рентабельность скорректированного показателя EBITDA сервиса онлайн-заказа такси в % от GMV 

3,0%

2,8%

-0,2 п. п.

Товарооборот (GMV)5 на сервисах электронной коммерции 

 13 307

 41 827

214%

Яндекс.Маркет

Товарооборот (GMV)на маркетплейсе

 10 145

 31 620

212%

Общий скорректированный показатель EBITDA

 (1 221)

 (11 673)

н/прим.

Медиасервисы

Число подписчиков Яндекс Плюса, млн

 5,1

 10,3

102%

Дзен

Ежедневная аудитория, млн

 18,2

 20,6

13%

Время просмотра видео в % от общего времени, проведённого на сервисе 

19,0%

40,0%

21,0 п. п.

Финансовый прогноз

Исходя из текущих финансовых результатов, мы ожидаем, что общая выручка группы компаний Яндекса составит 340–350 миллиардов рублей за полный 2021 год.

Мы увеличили прогноз по росту выручки Поиска и портала в рублях с 24–26% (mid-twenties) до 27–29% (high-twenties) за полный 2021 год по сравнению с 2020 годом. Более быстрый, чем ожидалось, рост связан с целевым инвестированием в развитие поисковых и рекламных технологий, продуктов для малого и среднего бизнеса, а также с инвестициями в рост доли поиска на устройствах на базе iOS. С учётом этих инвестиций мы ожидаем, что рентабельность скорректированного показателя EBITDA (adjusted EBITDA margin) Поиска и портала в 2021 году хотя и будет незначительно ниже этого показателя за 2020 год, но всё же превысит 48%.

Мы также увеличили прогноз роста общей валовой стоимости поездок сервиса онлайн-заказа такси в 2021 году с 60% до 65–70% по сравнению с 2020 годом.

Мы ожидаем, что товарооборот (GMV) на сервисах электронной коммерции (включая маркетплейс Яндекс.Маркета, сервис доставки продуктов Яндекс.Лавка, а также товары повседневного спроса, заказанные из магазинов-партнёров через сервис Яндекс.Еда) в 2021 году увеличится в три раза по сравнению с 2020 годом. 

Наш прогноз отражает текущую оценку, основанную на тенденциях, наблюдаемых на протяжении десяти месяцев этого года. Он может измениться в зависимости от ситуации на рынке, в том числе под влиянием экономических и иных возможных последствий пандемии коронавируса.

Корпоративная деятельность

  • 30 августа 2021 года Яндекс заключил рамочное соглашение с компанией Uber о реструктуризации совместных предприятий MLU B.V. и Yandex Self-Driving Group B.V. В соответствии с этим соглашением Яндекс полностью выкупит долю Uber в Yandex SDG — 18,2%, 4,5% акций совместного предприятия MLU, а также 29% косвенного участия Uber в Яндекс.Еде, Яндекс.Лавке и Яндекс.Доставке (после того как они будут выделены из СП MLU). Стоимость всей сделки составит 1 миллиард долларов, который будет выплачен из собственных средств компании. Кроме того, Яндекс получит право в течение двух лет выкупить оставшиеся 29% акций Uber в реструктурированном предприятии MLU (сосредоточенном на райдтех-сегменте) по начальной цене исполнения опциона в 1,8 миллиарда долларов, с возможностью повышения суммы примерно до 2 миллиардов.
  • В рамках текущей программы обратного выкупа акций в третьем квартале 2021 года Яндекс выкупил на открытом рынке 581 164 акции класса А на общую сумму 46 миллионов долларов.  Эти акции будут использоваться компанией для программы поощрения сотрудников.

Консолидированные результаты 

Обзор ключевых консолидированных финансовых показателей за три и девять месяцев, закончившихся 30 сентября 2020 и 2021 годов, с учётом финансовых результатов Яндекс.Маркета с 24 июля 2020 года (дата консолидации).

В миллионах рублей

Три месяца, закончившиеся 

30 сентября 

Девять месяцев, закончившиеся 

30 сентября 

2020

2021

Изменение 

2020

2021

Изменение

Выручка

 58 335

 91 305

57%

 146 745

 245 843

68%

Выручка за вычетом вознаграждения партнёрам

 53 819

 84 430

57%

 132 715

 227 336

71%

Операционная прибыль/(убыток)

 6 258

 (5 684)

       н/прим. 

 11 563

 (10 674)

н/прим.

Скорректированный показатель EBITDA

 14 984

 5 622

-62%

 35 580

 22 423

-37%

Чистая прибыль/(убыток)

 21 761

 (3 908)

н/прим.

 23 445

 (11 792)

н/прим.

Скорректированная чистая прибыль

 7 521

 1 340

-82%

 14 552

 5 360

-63%

Обзор ключевых финансовых показателей с учётом Яндекс.Маркета на сопоставимой основе (like-for-like) за три и девять месяцев, закончившихся 30 сентября 2020 и 2021 годов.

В миллионах рублей

Три месяца, закончившиеся 

30 сентября 

Девять месяцев, закончившиеся 

30 сентября 

2020

2021

Изменение 

2020

2021

Изменение

Выручка

 59 882

 91 305

52%

 160 226

 245 843

53%

Выручка за вычетом вознаграждения партнёрам

 55 327

 84 430

53%

 145 764

 227 336

56%

Операционная прибыль/(убыток)

 5 920

 (5 684)

н/прим.

 5 434

 (10 674)

н/прим.

Скорректированный показатель EBITDA

 14 847

 5 622

-62%

 31 408

 22 423

-29%

Чистый убыток

 21 688

 (3 908)

н/прим.

 20 404

 (11 792)

н/прим.

Скорректированная чистая прибыль

 7 506

 1 340

-82%

 12 117

 5 360

-56%

Раскрытие выручки по сегментам отражено ниже.

Остаток денежных средств, денежных эквивалентов и депозитов на 30 сентября 2021 года:

  • 134,6 миллиарда рублей (1 850,1 миллиона долларов США) на консолидированной основе, включая 14,1 миллиарда рублей (193,3 миллиона долларов США) денежных средств, денежных эквивалентов и депозитов сегмента Такси. 
  • В сентябре 2021 года Яндекс выплатил 58,4 миллиарда рублей* (0,8 миллиарда долларов) из собственных средств по условиям недавно объявленной сделки с Uber. Оставшаяся часть суммы будет выплачена по завершении сделки.

* по курсу обмена валют на дату платежа.

Обзор выручки по сегментам

Поиск и портал

Сегмент Поиска и портала включает Поиск, Геосервисы, Яндекс 360, Погоду, Новости, Путешествия, голосового помощника Алису и ряд других сервисов Яндекса в России, Беларуси и Казахстане.

Ключевые операционные показатели:

  • Доля компании на российском поисковом рынке (включая поиск на мобильных устройствах) в третьем квартале 2021 года составила в среднем 59,3%. В третьем квартале 2020 года она составляла 59,3%, а во втором квартале 2021 года — 59,7% (по данным аналитического сервиса Яндекс.Радар). Эта динамика отражает сезонные колебания доли, а также незначительные изменения в методологии подсчёта.
  • В России доля поисковых запросов к Яндексу на устройствах на базе Android в третьем квартале 2021 года составила 58,9%, тогда как в третьем квартале 2020 года она составляла 58,7%, а во втором квартале 2021 года — 59,5% (по данным аналитического сервиса Яндекс.Радар). 
  • Доля поисковых запросов с мобильных устройств в третьем квартале 2021 года составила 66,2% от всех поисковых запросов к Яндексу. Трафик с мобильных устройств обеспечил 57,5% выручки от продажи рекламы на странице результатов поиска в третьем квартале 2021 года.
  • Количество поисковых запросов (search queries) выросло на 8% по сравнению с аналогичным показателем за третий квартал 2020 года.
В миллионах рублей

Три месяца, закончившиеся 

30 сентября 

Девять месяцев, закончившиеся 

30 сентября 

2020

2021

Изменение 

2020

2021

Изменение

Выручка

32 072 

42 713 

33%

88 162 

117 280 

33%

Выручка за вычетом вознаграждения партнёрам

26 975 

35 075 

30%

72 497 

96 252 

33%

Скорректированный показатель EBITDA (adjusted EBITDA)

16 781 

20 684 

23%

42 587 

56 094 

32%

Рентабельность скорректированного показателя EBITDA (adjusted EBITDA margin)

52,3%

48,4%

-3,9 п. п.

48,3%

47,8%

-0,5 п. п.

В третьем квартале 2021 года выручка в сегменте Поиска и портала выросла на 33%, а выручка за вычетом вознаграждения партнёрам — на 30% по сравнению с аналогичными показателями год назад. Нормализованный рост выручки по сравнению с аналогичным показателем за третий квартал 2019 года составил 16%. Этот уверенный рост связан в первую очередь с хорошими результатами нашего основного бизнеса — Поиска и увеличением доли компании на поисковом рынке, а также с ростом доходов от продажи мобильной рекламы, и рекламы на сайтах-партнёрах Рекламной сети Яндекса благодаря нашим инвестициям в развитие рекламных продуктов, инструментов и технологий.

Рентабельность скорректированного показателя EBITDA (adjusted EBITDA margin) в третьем квартале 2021 года составила 48,4%, тогда как в третьем квартале 2020 года этот показатель составлял 52,3%. 

Такая динамика связана в основном с инвестициями в рекламные технологии (включая повышение эффективности стратегий конверсии и разработку продуктов для малого и среднего бизнеса), а также с затратами на продуктовый и перформанс-маркетинг для поддержки роста поисковой доли на iOS. Эта динамика также была обусловлена высоким базовым эффектом от сокращения расходов, связанных с пандемией, в 2020 году.

Такси

Сегмент Такси включает райдтех-сервисы: сервис онлайн-заказа такси (Яндекс.Такси в России и 17 странах СНГ, Европы, Ближнего Востока и Африки, а также Uber в России и СНГ) для физических и юридических лиц и каршеринг Яндекс.Драйв; фудтех-направление (сервис доставки продуктов из магазинов и заказов из ресторанов Яндекс.Еда, а также гиперлокальный сервис доставки продуктов Яндекс.Лавка); Яндекс.Доставку — сервис логистики на этапе «последней мили» (финальный отрезок доставки до клиента) для физических и юридических лиц.

Ключевые операционные показатели:

  • Число поездок сервиса Такси увеличилось на 44% по сравнению с аналогичным показателем за третий квартал 2020 года. 
  • Количество дарксторов Яндекс.Лавки на конец сентября 2021 года достигло 395.
В миллионах рублей

Три месяца, закончившиеся 

30 сентября 

Девять месяцев, закончившиеся 

30 сентября 

2020

2021

Изменение

2020

2021

Изменение

Валовая стоимость заказов (GMV): 

Райдтех

 97 052

 156 136

61%

 233 780

 414 118

77%

Такси

 93 722

 151 987

62%

 226 443

 403 302

78%

Яндекс.Драйв

 3 330

 4 149

25%

 7 337

 10 816

47%

Яндекс.Доставка

 2 317

 7 877

240%

 4 413

 18 160

312%

Фудтех

 9 524

 21 206

123%

 24 234

 53 654

121%

Общая валовая стоимость заказов (GMV)

 108 893

 185 219

70%

 262 427

 485 932

85%

Выручка:

Райдтех

 13 697

 22 090

61%

 34 415

 58 670

70%

Такси

 10 985

 18 632

70%

 28 414

 49 658

75%

Яндекс.Драйв

 2 712

 3 458

28%

 6 001

 9 012

50%

Яндекс.Доставка  

 739

 3 316

349%

 1 544

 7 619

393%

Фудтех

 4 396

 9 840

124%

 10 291

 25 030

143%

Внутрисегментные расчёты

 (280)

 (1 235)

341%

 (546)

 (2 625)

381%

Общая выручка

 18 552

 34 011

83%

 45 704

 88 694

94%

Скорректированный показатель EBITDA (adjusted EBITDA):

Райдтех

 2 900

 4 785

65%

 4 775

 15 527

225%

Такси

 2 829

 4 317

53%

 6 644

 14 756

122%

Яндекс.Драйв

 71

 468

н/прим.

 (1 869)

 771

н/прим.

Яндекс.Доставка

 (222)

 (346)

56%

 (407)

 (847)

108%

Фудтех

 (938)

 (3 216)

243%

 (2 698)

 (8 147)

202%

Общий скорректированный показатель EBITDA (adjusted EBITDA) 

 1 740

 1 223

-30%

 1 670

 6 533

291%

Рентабельность скорректированного показателя EBITDA в % от GMV:

Райдтех

3,0%

3,1%

0,1 п. п.

2,0%

3,7%

1,7 п. п.

Такси

3,0%

2,8%

-0,2 п. п.

2,9%

3,7%

0,8 п. п.

Яндекс.Драйв

2,1%

11,3%

9,2 п. п.

-25,5%

7,1%

 н/прим.

Яндекс.Доставка

-9,6%

-4,4%

5,2 п. п.

-9,2%

-4,7%

4,5 п. п.

Фудтех

-9,8%

-15,2%

-5,4 п. п.

-11,1%

-15,2%

-4,1 п. п.

Общая рентабельность скорректированного показателя EBITDA в % от GMV

1,6%

0,7%

-0,9 п. п.

0,6%

1,3%

0,7 п. п.

Выручка в сегменте Такси выросла на 83% в основном за счёт результатов сервиса онлайн-заказа такси (включая услуги для B2B-клиентов) и Яндекс.Лавки, а также в связи с ростом каршеринга и логистического сервиса. Рост выручки сервиса онлайн-заказа такси на 70% и Яндекс.Драйва на 28% был обусловлен увеличением числа поездок и ускорением темпов роста общей валовой стоимости заказов. Выручка Яндекс.Доставки в третьем квартале увеличилась на 349% по сравнению с аналогичным показателем год назад и продемонстрировала ускоренный рост по сравнению с темпами второго квартала 2021 года — благодаря постоянно растущему спросу на услуги доставки «последней мили». 

Выручка фудтех-направления в третьем квартале 2021 года выросла на 124% по сравнению с аналогичным показателем год назад. Этот рост в основном вызван развитием сервиса гиперлокальной доставки продуктов в связи с повышением спроса и открытием новых дарксторов Яндекс.Лавки. Рост выручки также обусловлен хорошими результатами Яндекс.Еды, чья доля в общей валовой стоимости направления электронной коммерции (GMV) в третьем квартале составила 22%. Нормализованный рост выручки в сегменте Такси по сравнению с третьим кварталом 2019 года составил 46%, Яндекс.Драйва — 28%, фудтех-направления — 235% (включая нормализованный рост выручки Яндекс.Еды, который составил 91%).

Внутрисегментные расчёты выручки в сегменте Такси представляют собой элиминируемые обороты выручки внутри сервисов и направлений группы компаний Яндекс.Такси. Рост внутрисегментных расчётов в третьем квартале 2021 года на 341% по сравнению с аналогичным показателем третьего квартала 2020 года связан в основном с увеличением числа заказов в сервисах фудтех-направления, доставку которых осуществлял логистический сервис Яндекс.Доставка, входящий в состав сегмента Такси. 

Скорректированный показатель EBITDA (adjusted EBITDA) сегмента Такси в третьем квартале 2021 года составил 1 223 миллиона рублей, тогда как в третьем квартале 2020 года он составлял 1 740 миллионов рублей. Скорректированный показатель EBITDA (adjusted EBITDA) направления транспортных сервисов в третьем квартале 2021 года вырос на 65% по сравнению с аналогичным показателем год назад и составил 4 785 миллионов рублей. Этот рост был нивелирован инвестициями в стремительно растущие сервисы Яндекс.Лавка и Яндекс.Еда (в частности, в развитие сервиса доставки заказов из сетевых продуктовых магазинов), а также затратами на развитие логистического направления. 

Яндекс.Маркет 

Сегмент Яндекс.Маркета включает маркетплейс, сервис для выбора товаров и сравнения цен и несколько небольших экспериментальных направлений.

Ключевые операционные показатели:

  • Товарооборот (GMV) на сервисах электронной коммерции — маркетплейс Яндекс.Маркета, сервис экспресс-доставки продуктов Яндекс.Лавка и товары повседневного спроса, заказанные из магазинов-партнёров через сервис Яндекс.Еда, — в третьем квартале 2021 года вырос на 214% по сравнению с аналогичным показателем за третий квартал прошлого года.
  • Доля товарооборота (GMV) сторонних продавцов на Яндекс.Маркете (3P) в третьем квартале 2021 года достигла 78%, тогда как в третьем квартале 2020 года этот показатель составлял 60%.
  • Количество наименований товаров на Яндекс.Маркете к концу третьего квартала 2021 года достигло 20,9 миллиона, тогда как в конце второго квартала 2021 года это число составляло 16,8 миллиона, а в конце третьего квартала 2020 года — 1,4 миллиона. 
  • Количество активных покупателей6 на Яндекс.Маркете в третьем квартале 2021 года выросло на 95% по сравнению с аналогичным показателем год назад и составило 8,4 миллиона. 
  • Количество активных продавцов7 на Яндекс.Маркете в третьем квартале 2021 года выросло на 178% по сравнению с аналогичным показателем год назад и составило 17,7 тысячи. 

Финансовые результаты Яндекс.Маркета на сопоставимой основе (like-for-like) представляют собой отдельные финансовые результаты этого сегмента за полные три и девять месяцев, закончившихся 30 сентября 2020 и 2021 годов:

В миллионах рублей

Три месяца, 

закончившиеся 30 сентября  

Девять месяцев,

закончившиеся 30 сентября 

2020 *

2021

Изменение

2020 *

2021

Изменение

Товарооборот на Яндекс.Маркете (GMV)

 10 145

 31 620

212%

 28 920

 75 980

163%

Выручка

 6 910

 8 662

25%

 20 172

 24 834

23%

Выручка от продажи товаров (1P)

 3 377

 5 795

72%

 10 860

 17 298

59%

Комиссионные и другие доходы маркетплейса (3P)

 1 367

 1 941

42%

 3 035

 3 582

18%

Рекламные доходы (cost-per-click)8

 2 166

 926

-57%

 6 277

 3 954

-37%

Скорректированный показатель EBITDA (adjusted EBITDA)

 (1 221)

 (11 673)

н/прим.

 (5 257)

 (28 079)

н/прим.

Рентабельность скорректированного показателя EBITDA (adjusted EBITDA margin)

-17,7%

-134,8%

-117,1 п. п.

-26,1%

-113,1%

-87 п. п.

* Финансовые результаты Яндекс.Маркета за три и девять месяцев, закончившихся 30 сентября 2020 года, не учитывались в консолидированных финансовых результатах Яндекса, кроме принадлежащей Яндексу доли, которая была отражена как убыток от инвестиций по методу долевого участия.

Товарооборот на Яндекс.Маркете в третьем квартале 2021 года вырос на 212% год к году. Во втором квартале 2021 года этот рост составлял 144%. Рост показателя в третьем квартале 2021 года обусловлен рядом факторов, в том числе увеличением аудитории, значительным расширением ассортимента товаров, развитием инфраструктуры, быстрым переходом продавцов с сервиса сравнения цен (модель оплаты за клик CPC) на маркетплейс (модель оплаты за действие CPA), улучшением продукта, а также вкладом от интеграции с подпиской Яндекс Плюс.

Общая выручка Яндекс.Маркета в третьем квартале 2021 года выросла на 25% по сравнению с аналогичным показателем за третий квартал 2020 года. Общая выручка росла медленнее, чем товарооборот, из-за изменений в структуре выручки маркетплейса (доля сторонних продаж (3P) в третьем квартале 2021 года увеличилась на 78% по сравнению с 60% в третьем квартале 2020 года), уменьшения размера комиссии, а также снижения выручки сервиса для сравнения цен (она снизилась на 57% год к году в связи тем, что мы активно переводили продавцов с модели оплаты за клик (CPC) на сервисе сравнения цен к комиссионной модели продаж (3P) на маркетплейсе). Доходы от прямых продаж (1P) выросли на 72% за счёт общего роста сервиса. На темпы роста доходов от прямых продаж частично повлияло снижение их доли в общем товарообороте Яндекс.Маркета. Комиссионные и прочие доходы маркетплейса от сторонних продаж (3P) выросли на 42% в связи общим ростом товарооборота (GMV) на основе комиссионной модели продаж (3P). Этот рост был частично нивелирован уменьшением размера комиссии и ростом доли операционной модели прямых поставок. 

Убыток по скорректированному показателю EBITDA Яндекс.Маркета в третьем квартале 2021 года составил 11,7 миллирда рублей. Рост убытка был связан с инвестициями в развитие операционной деятельности, в том числе расширение ассортимента и категорий товаров, развитие инфраструктуры доставки и исполнения заказов, улучшение качества сервиса, снижение комиссионных сборов на маркетплейсе, а также с затратами на маркетинговые кампании, направленные на расширение клиентской базы и усиление восприятия бренда как мультикатегорийного маркетплейса. 

Медиасервисы

В сегмент Медиасервисов входят единая подписка на сервисы Яндекса — Яндекс Плюс, Яндекс.Музыка, КиноПоиск, Яндекс.Афиша, а также продюсерский центр Яндекс.Студия.

Ключевые операционные показатели:

  • Число подписчиков Яндекс Плюса в третьем квартале 2021 года достигло 10,3 миллиона, увеличившись на 102% по сравнению с аналогичным показателем на конец третьего квартала 2020 года. 
В миллионах рублей

Три месяца, закончившиеся 

30 сентября 

Девять месяцев, закончившиеся 

30 сентября 

2020

2021

Изменение

2020

2021

Изменение

Выручка

1 773 

4 311 

143%

4 906 

11 891 

142%

Скорректированный показатель EBITDA (adjusted EBITDA)

(1 027)

(1 589)

55%

(2 594)

(4 578)

76%

Рентабельность скорректированного показателя EBITDA (adjusted EBITDA margin)

-57,9%

-36,9%

21 п. п.

-52,9%

-38,5%

14,4 п. п.

Выручка в сегменте Медиасервисов в третьем квартале 2021 года выросла на 143% по сравнению с аналогичным показателем за третий квартал 2020 года. Этот рост был вызван в основном увеличением доходов от продаж единой подписки на сервисы Яндекса в связи с быстрым ростом числа подписчиков, а также ростом прочих доходов, включая доходы от продажи рекламы и доходы, связанные с развитием нового источника выручки — продажи лицензий (рост доходов от лицензирования, в свою очередь, обусловлен активизацией продаж лицензий на оригинальные произведения КиноПоиска и сублицензий на эксклюзивные права). Убыток по скорректированному показателю EBITDA составил 1,6 миллиарда рублей и был вызван затратами на контент (включая оригинальные и эксклюзивные произведения) и маркетинг для поддержки роста аудитории подписчиков Яндекс Плюса.

Сервисы объявлений

Сегмент сервисов объявлений включает Авто.ру, Яндекс.Недвижимость, Яндекс.Работу и Яндекс.Объявления. 

В миллионах рублей

Три месяца, закончившиеся 

30 сентября 

Девять месяцев, закончившиеся 

30 сентября 

2020

2021

Изменение

2020

2021

Изменение

Выручка

1 586 

2 078 

31%

3 960 

5 856 

48%

Скорректированный показатель EBITDA (adjusted EBITDA)

495 

468 

-5%

471 

1 581 

236%

Рентабельность скорректированного показателя EBITDA (adjusted EBITDA margin)

31,2%

22,5%

-8,7 п. п.

11,9%

27,0%

15,1 п. п.

Выручка в сегменте сервисов объявлений в третьем квартале 2021 года выросла на 31% по сравнению с аналогичным показателем за третий квартал 2020 года. Этот рост обусловлен увеличением доходов от размещения объявлений автодилеров, запуском аукционной модели и повышением цен. Доходы от услуг финансирования и страхования автомобилей выросли в 2,8 раза по сравнению с третьим кварталом 2020 года. Этот рост вызван тем, что мы оптимизировали стратегии монетизации и внесли ряд операционных улучшений в нашу брокерскую модель. Скорректированный показатель EBITDA (adjusted EBITDA) в третьем квартале 2021 года снизился на 5% по сравнению с аналогичным показателем в третьем квартале 2020 года. Такая динамика связана с увеличением затрат на разработку и маркетинг новых продуктов, что позволило нам нарастить долю рынка несмотря на усиление конкуренции.

Прочие бизнес-юниты и инициативы 

Сегмент Прочих бизнес-юнитов и инициатив включает направление разработки беспилотных автомобилей (Yandex SDG), Дзен, Yandex.Cloud, Яндекс.Образование, Устройства, Яндекс.Услуги, эксперименты Яндекс.Лавки на международных рынках и другие эксперименты. 

Ключевые операционные показатели:

  • Ежедневная аудитория Дзена в сентябре 2021 года составила 20,6 миллиона пользователей, что на 7% выше по сравнению с аналогичным показателем за июнь 2021 года и на 13% — по сравнению с этим показателем в сентябре год назад.
  • Доля времени, которое пользователи Дзена тратят на просмотр видеороликов, на конец сентября 2021 года составляет примерно 40% от общего времени пользователей на сервисе, тогда как на конец июня 2021 года она составляла 28%, а на конец сентября 2020 года — 19%.
В миллионах рублей

Три месяца, закончившиеся 

30 сентября 

Девять месяцев, закончившиеся 

30 сентября 

2020

2021

Изменение

2020

2021

Изменение

Выручка

2 703 

5 812 

115%

6 485 

15 440 

138%

Скорректированный показатель EBITDA (adjusted EBITDA)

(2 006)

(3 563)

78%

(5 713)

(9 367)

64%

Рентабельность скорректированного показателя EBITDA (adjusted EBITDA margin)

-74,2%

-61,3%

12,9 п. п.

-88,1%

-60,7%

27,4 п. п.

Выручка в сегменте Прочих бизнес-юнитов и инициатив в третьем квартале 2021 года увеличилась на 115% по сравнению с аналогичным показателем за третий квартал 2020 года. Этот рост был связан в основном с быстрым увеличением доходов сегмента Устройств (за счёт повышенного спроса на Яндекс.Станцию доходы в этом сегменте выросли в третьем квартале 2021 года на 160% по сравнению с аналогичным показателем за третий квартал 2020 года и составили 2,2 миллиарда рублей), а также  с ростом сервисов Дзен и Yandex.Cloud. 

Убыток по скорректированному показателю EBITDA составил 3,6 миллиарда рублей, тогда как в третьем квартале 2020 года он составлял 2,0 миллиарда рублей. На динамику убытков в основном повлияли инвестиции в сервис Дзен и в разработку беспилотных автомобилей (где убыток по скорректированному показателю EBITDA в третьем квартале 2021 года составил 1,1 миллиарда рублей), а также запуск ряда новых экспериментальных направлений, которые появились только в этом году: финтех-направление, сервисная модель Яндекс.Услуг, пилотный запуск Яндекс.Лавки на международных рынках и другие инициативы. Рентабельность скорректированного показателя EBITDA (adjusted EBITDA margin) в сегменте Устройств в третьем квартале 2021 года составила -9,2%, тогда как в третьем квартале 2020 года этот показатель составлял -26,5%. На динамику этого показателя в основном повлиял рост объёмов продаж, оптимизация закупочных цен и затрат на логистику и положительный эффект от курса обмена иностранной валюты.

Внутрисегментные расчёты

Внутрисегментные расчёты выручки представляют собой элиминируемые обороты внутри операционных сегментов, включая доходы от рекламы и внутрисегментные доходы, связанные с выплатами за использование товарного знака, виртуальные сервера, логистические услуги, а также с продажами устройств и другими операциями.

В миллионах рублей

Три месяца, закончившиеся 

30 сентября 

Девять месяцев, закончившиеся 

30 сентября 

2020

2021

Изменение

2020

2021

Изменение

Выручка:

Выручка по всем сегментам

61 894 

97 587 

58%

154 425 

263 995 

71%

Внутрисегментные расчёты

(3 559)

(6 282)

77%

(7 680)

(18 152)

136%

Общая выручка

58 335 

91 305 

57%

146 745 

245 843 

68%

Скорректированный показатель EBITDA (adjusted EBITDA):

Скорректированный показатель EBITDA по всем сегментам (adjusted EBITDA) 

14 906 

5 550 

-63%

35 344 

22 184 

-37%

Внутрисегментные расчеты

78 

72 

-8%

236 

239 

1%

Общий скорректированный показатель EBITDA (adjusted EBITDA)

14 984 

5 622 

-62%

35 580 

22 423 

-37%

Внутрисегментные расчёты выручки в третьем квартале 2021 года увеличились на 77% по сравнению с аналогичным показателем за третий квартал 2020 года. На сопоставимой основе (с учётом показателей Яндекс.Маркета в третьем квартале 2020 и 2021 годов) внутрисегментные расчеты выручки в третьем квартале 2021 года выросли на 69%. Этот рост был в основном связан с быстрым ростом сервиса Дзен, который привёл к увеличению элиминируемых оборотов вознаграждения партнёрам внутри компании. Помимо этого, на рост повлияли элиминируемые обороты выручки в сегменте Поиска и портала (связанные с выплатами за использование товарного знака, платой бизнес-юнитов за аренду дата-центров, а также с перекрёстными рекламными и маркетинговыми кампаниями разных сервисов) и внутрисегментные расчёты Яндекс.Маркета и Яндекс.Такси, связанные с услугами логистики. 

Обзор структуры консолидированной выручки9 

В миллионах рублей

Три месяца, закончившиеся 

30 сентября 

Девять месяцев, закончившиеся 

30 сентября

2020

2021

Изменение 

2020

2021

Изменение

Выручка от продажи интернет-рекламы

 33 179

 42 605

28%

 88 048

 118 187

34%

Выручка, относящаяся к сегменту Такси, без учёта выручки от продажи товаров 

 15 801

 26 279

66%

 39 825

 68 460

72%

Выручка от продажи товаров

 5 922

 13 971

136%

 9 997

        38 252

283%

Прочие доходы

 3 433

 8 450

146%

 8 875

 20 944

136%

Общая выручка

 58 335

 91 305

57%

 146 745

 245 843

68%

Выручка от продажи интернет-рекламы (с учётом выручки Яндекс.Маркета в третьем квартале 2020 года) на сопоставимой основе (like-for-like), выросла на 27% по сравнению с аналогичным показателем за третий квартал 2020 года. Выручка от продажи интернет-рекламы за вычетом вознаграждения партнёрам выросла на 23%. Нормализованный рост выручки от продажи интернет-рекламы по сравнению с аналогичным показателем за третий квартал 2019 года составил 14%, а рост выручки от продажи интернет-рекламы за вычетом вознаграждения партнёрам — 15%.

Полная версия пресс-релиза (на английском языке).

---------------------------------------------------

Согласно правилам Комиссии по ценным бумагам и фондовым биржам о переводе единиц иностранной валютысуммы в российских рублях были переведены в суммы в долларах США по курсу 72,7608 рубля за 1 доллар США — официальному курсу обмена Центрального банка Российской Федерации на 30 сентября 2021 года.

Эти показатели не являются общепринятыми показателями GAAP: выручка за вычетом вознаграждения партнёрам; скорректированный показатель EBITDA; отношение (рентабельность) скорректированного показателя EBITDA к выручке; отношение (рентабельность) скорректированного показателя EBITDA к выручке за вычетом вознаграждения партнёрам; скорректированная чистая прибыль; отношение (рентабельность) скорректированной чистой прибыли к выручке и отношение (рентабельность) скорректированной чистой прибыли к выручке за вычетом вознаграждения партнёрам, финансовые результаты на сопоставимой основе, включая результаты Яндекс.Маркета, и выручка от продаж интернет-рекламы на сопоставимой основе, включая выручку Яндекс.Маркета. Подробное описание расчетов этих показателей приводится в разделе «Использование показателей, не являющихся общепринятыми финансовыми показателями в рамках ОПБУ США».

Валовая стоимость поездок сервиса онлайн-заказа такси (GMV) — это стоимость исполненных заказов, оплаченных по итоговой цене на дату их исполнения, включая НДС.

Валовая стоимость заказов сервиса Яндекс.Доставка — это общая сумма транзакций, совершённых физическими или юридическими лицами, в обмен на услугу доставки на этапе «последней мили», включая НДС и без учёта скидок или возвратов оплаты покупателям, а также выплат и поощрений партнёрам (водителям и курьерам).

5Товарооборот (GMV) направления электронной коммерции — это стоимость заказов на маркетплейсе Яндекс.Маркета и в Яндекс.Лавке, а также стоимость заказов товаров повседневного спроса из магазинов-партнёров в Яндекс.Еде, доставленных клиентам и оплаченных с учётом НДС.

6Активный покупатель  это покупатель, совершивший не менее одной покупки в течение 12 месяцев до отчётной даты.

7Активный продавец  это продавец, совершивший не менее одной продажи в течение одного месяца до отчётной даты.

8 Рекламные доходы (cost-per-click) — это доходы, которые сервис сравнения товаров и цен получает от оплаты каждого перехода пользователя на сайт магазина. Доходы маркетплейса представляют собой доходы от прямых продаж (1P), а также комиссионные и иные доходы от сторонних продаж (3P) по модели CPA (cost-per-action), то есть с оплатой за действие пользователя.

9Полное описание структуры консолидированной выручки с указанием источников представлено под заголовком «Доходы» (стр.70) в годовом отчете по форме 20-F за период, закончившийся 31 декабря 2020 года.

Контакты:

Пресс-служба компании «Яндекс»
Илья Грабовский
Тел.: +7 495 739-70-00
Электронная почта: pr@yandex-team.ru

МКПАО «Яндекс»

Основной офис в России: Москва

Основной офис
119021, Москва, ул. Льва Толстого, 16
Коммерческий отдел
Отдел по связям с инвесторами
Отдел по связям с общественностью
Корпоративный секретарь
Отдел устойчивого развития