Москва — Амстердам, 27 апреля 2022 года. Яндекс (NASDAQ и MOEX: YNDX), крупнейшая российская поисковая система и интернет-портал, объявляет неаудированные финансовые результаты за первый квартал 2022 года.
Ключевые финансовые и операционные показатели за I квартал 2022 года1,2
До 23 февраля 2022 года мы демонстрировали значительный рост в большинстве наших направлений. За последние пять недель первого квартала на деятельность некоторых наших направлений негативно повлияли геополитические события, что отразилось на результатах за весь первый квартал.
В миллионах рублей | Три месяца, закончившиеся 31 марта | |||
2021 | 2022 | Изменение | ||
Общая выручка | 73 136 | 106 010 | 45% | |
Выручка от продажи интернет-рекламы | 35 996 | 41 658 | 16% | |
Общий скорректированный показатель EBITDA | 11 021 | 1 271 | -88% | |
Результаты группы компаний | Рентабельность общего скорректированного показателя EBITDA (total adjusted EBITDA margin), % | 15,1% | 1,2% | -13,9 п. п. |
Cкорректированный показатель EBITDA до единоразовой выплаты персоналу3 | 11 021 | 7 161 | -35% | |
Рентабельность скорректированного показателя EBITDA до единоразовой выплаты персоналу (adjusted EBITDA margin), % | 15,1% | 6,8% | -8,3 п. п. | |
Чистый убыток | (3 220) | (13 037) | н/прим. | |
Скорректированная чистая прибыль/(убыток) | 3 008 | (8 124) | н/прим. | |
Доля компании на российском поисковом рынке, % | 60,0% | 61,0% | 1,0 п. п. | |
Доля поисковых запросов на устройствах на базе Android, % | 59,3% | 59,9% | 0,6 п. п. | |
Доля поисковых запросов на устройствах на базе iOS, % | 41,9% | 46,1% | 4,2 п. п. | |
Поиск и портал | Выручка | 34 945 | 43 834 | 25% |
Выручка за вычетом вознаграждения партнёрам | 28 616 | 37 125 | 30% | |
Скорректированный показатель EBITDA | 17 106 | 18 399 | 8% | |
Рентабельность скорректированного показателя EBITDA (adjusted EBITDA margin), % | 49,0% | 42,0% | -7,0 п. п. | |
Выручка | 34 132 | 54 899 | 61% | |
Рост числа заказов райдтех-сервисов год к году, % | 22,0% | 36,4% | 14,4 п. п. | |
Электронная коммерция, Райдтех и Доставка | Валовая стоимость заказов райдтех-сервисов (GMV)4 | 119 402 | 167 418 | 40% |
Товарооборот сервисов электронной коммерции (GMV)5 | 24 486 | 64 580 | 164% | |
Валовая стоимость заказов прочих O2O-сервисов* (GMV)6 | 12 657 | 24 322 | 92% | |
Общий скорректированный показатель EBITDA | (3 161) | (8 203) | н/прим. | |
Медиасервисы | Число подписчиков Яндекс Плюса, млн | 9,0 | 12,2 | 36% |
* О2О-сервисы (online-to-offline) — интернет-сервисы, предоставляющие технологическую возможность совершать покупки и заказывать услуги онлайн, а получать их в реальном мире.
Финансовый прогноз
Учитывая значительные изменения внешней обстановки и высокую степень неопределённости в отношении геополитических событий в будущем (включая вероятность новых санкций и их влияние на российскую и мировую экономику), возможность прогнозирования в краткосрочной и среднесрочной перспективе ограничена. Поэтому на данном этапе мы отзываем сделанный нами ранее финансовый прогноз на 2022 год. В дальнейшем, когда появится больше ясности относительно макроэкономической обстановки в целом и её влияния на Яндекс в частности, мы можем возобновить предоставление финансовых прогнозов на будущие периоды.
Корпоративная деятельность и события после отчётной даты
Консолидированные результаты
Обзор ключевых консолидированных финансовых показателей за три месяца, закончившихся 31 марта 2021 и 2022 годов.
В миллионах рублей | Три месяца, закончившиеся 31 марта | ||
2021 | 2022 | Изменение | |
Выручка | 73 136 | 106 010 | 45% |
Выручка за вычетом вознаграждения партнёрам | 67 735 | 99 864 | 47% |
Операционный убыток | (267) | (12 434) | н/прим. |
Скорректированный показатель EBITDA | 11 021 | 1 271 | -88% |
Чистый убыток | (3 220) | (13 037) | н/прим. |
Скорректированная чистая прибыль/(убыток) | 3 008 | (8 124) | н/прим. |
Раскрытие выручки по сегментам отражено ниже.
Остаток денежных средств, денежных эквивалентов и депозитов на 31 марта 2022 года:
Обзор выручки по сегментам
Чтобы лучше отражать операционные показатели компании, начиная с первого квартала 2022 года Яндекс вносит следующие изменения в структуру сегментов, в соответствии с которой компания отчитывалась о финансовых результатах ранее:
*О2О-сервисы (online-to-offline) — интернет-сервисы, предоставляющие технологическую возможность совершать покупки и заказывать услуги онлайн, а получать их в реальном мире.
Данные изменения применяются к предыдущим финансовым периодам ретроспективно.
Поиск и портал
Сегмент Поиска и портала включает Поиск, Геосервисы, Яндекс 360, Погоду, Новости, Путешествия, голосового помощника Алису и ряд других сервисов Яндекса в России, Беларуси и Казахстане.
Ключевые операционные показатели:
В миллионах рублей | Три месяца, закончившиеся 31 марта | ||
2021 | 2022 | Изменение | |
Выручка | 34 945 | 43 834 | 25% |
Выручка за вычетом вознаграждения партнёрам | 28 616 | 37 125 | 30% |
Скорректированный показатель EBITDA (adjusted EBITDA) | 17 106 | 18 399 | 8% |
Рентабельность скорректированного показателя EBITDA (adjusted EBITDA margin) | 49,0% | 42,0% | -7,0 п. п. |
В первом квартале 2022 года выручка в сегменте Поиска и портала выросла на 25%, а выручка за вычетом вознаграждения партнёрам — на 30% по сравнению с аналогичными показателями год назад. Этот результат в первую очередь связан с ростом Рекламной сети Яндекса за счёт развития рекламных продуктов и технологий, а также с укреплением нашего основного бизнеса — Поиска, доля которого выросла на всех ключевых платформах. Что касается наших рекламных партнёров, сегмент малого и среднего бизнеса продемонстрировал высокую устойчивость и внёс основной вклад в рост выручки в этом квартале, в то время как на сегмент крупных клиентов негативно повлиял уход с рынка международных рекламодателей и заморозка рекламных бюджетов отечественных компаний.
Рентабельность скорректированного показателя EBITDA (adjusted EBITDA margin) в первом квартале 2022 года составила 42,0%, тогда как в первом квартале 2021 года этот показатель составлял 49,0%. Без учета единовременных расходов на персонал в марте 2022 года рентабельность скорректированного показателя EBITDA в сегменте Поиска и портала составила 46,4%. На динамику рентабельности в годовом исчислении также повлияли наши затраты на продуктовый и перформанс-маркетинг для поддержки роста поисковой доли на мобильных платформах, включая iOS (где мы добились значительного увеличения доли — на 2,9 п. п. за квартал).
Электронная коммерция, Райдтех и Доставка
В сегмент Электронная коммерция, Райдтех и Доставка входят транзакционные О2О-сервисы.
1. Райдтех включает сервис заказа такси в России, СНГ, а также странах Европы, Ближнего Востока и Африки, сервис аренды самокатов и сервис каршеринга для физических и юридических лиц Яндекс Драйв.
2. Электронная коммерция включает мультикатегорийную торговую платформу Яндекс Маркет, сервис гиперлокальной доставки продуктов и хозяйственных товаров Яндекс Лавка в России и сервис доставки продуктов из магазинов Яндекс Еда.
3. Другие O2O-сервисы включают Яндекс Доставку — сервис доставки на этапе «последней мили» для физических и юридических лиц, сервис доставки заказов из ресторанов Яндекс Еда, сервис гиперлокальной доставки продуктов и хозяйственных товаров Яндекс Лавка Израиль, а таже несколько небольших экспериментальных O2O-сервисов.
Ключевые операционные показатели:
Яндекс Маркет
Райдтех
В миллионах рублей | Три месяца, закончившиеся 31 марта | ||
2021 | 2022 | Изменение | |
Валовая стоимость заказов (GMV): | |||
Райдтех | 119 402 | 167 418 | 40% |
Электронная коммерция | 24 486 | 64 580 | 164% |
Прямые продажи (1P) | 11 384 | 19 177 | 68% |
Комиссионная модель (3P) | 13 102 | 45 403 | 247% |
Другие O2O-сервисы | 12 657 | 24 322 | 92% |
Выручка: | |||
Райдтех | 18 054 | 26 561 | 47% |
Электронная коммерция | 12 202 | 20 745 | 70% |
Выручка от продажи товаров (1P)9 | 9 396 | 15 560 | 66% |
Комиссионные и другие доходы10 | 2 806 | 5 185 | 85% |
Другие O2O-сервисы | 3 951 | 8 796 | 123% |
Внутрисегментные расчёты | (75) | (1 203) | н/прим. |
Общая выручка | 34 132 | 54 899 | 61% |
Скорректированный показатель EBITDA сегмента Электронная коммерция, Райдтех и Доставка (adjusted EBITDA): | (3 161) | (8 203) | 160% |
Валовая стоимость заказов (GMV) на сервисах Райдтеха выросла в первом квартале 2022 года на 40% в годовом исчислении за счёт роста числа клиентов и частоты поездок в связи с высоким спросом на услуги транспортных сервисов. Товарооборот Электронной коммерции (GMV) в первом квартале 2022 года вырос на 164% год к году, в основном за счёт роста доли сторонних продаж (3P) на Яндекс Маркете на фоне устойчивого потребительского спроса на покупку товаров онлайн, а также в связи с рядом качественных улучшений нашего сервиса, расширением базы продавцов и ассортимента товаров. Рост валовой стоимости заказов (GMV) других O2O-сервисов в первом квартале 2022 года составил 92% в годовом исчислении, при этом наибольший вклад в рост данного показателя внёс сервис Яндекс Доставка, а также сервис доставки заказов из ресторанов Яндекс Еда.
Выручка в сегменте Электронной коммерции, Райдтеха и Доставки выросла на 61% в годовом исчислении, в основном за счёт развития сервисов Электронной коммерции (где наибольший вклад в рост выручки внесли Яндекс Маркет, а также Яндекс Лавка) и сервисов Райдтеха (главным образом за счёт высоких результатов сервиса заказа такси). Выручка сервисов Райдтеха выросла на 47%, в первую очередь за счёт уверенного роста числа поездок и валовой стоимости заказов (GMV) в сервисе такси, однако высокий рост в сегменте такси был частично нивелирован более медленным ростом выручки каршеринга Яндекс Драйв. Выручка сервисов Электронной коммерции в первом квартале 2022 года выросла на 70% по сравнению аналогичным показателем в первом квартале 2021 года. Выручка росла медленнее, чем товарооборот, из-за изменений в структуре выручки маркетплейса (доля сторонних продаж (3P) в первом квартале 2022 года увеличилась до 81% по сравнению с 66% в первом квартале 2021 года). Доходы от прямых продаж (1P) выросли на 66% в годовом исчислении за счёт роста прямых продаж на Яндекс Маркете, а также благодаря росту Яндекс Лавки (на фоне расширения числа дарксторов в отдельных регионах присутствия сервиса). Комиссионные и прочие доходы маркетплейса от сторонних продаж (3P) выросли на 85% в связи с общим ростом товарооборота (GMV) и увеличением доли сторонних продаж (3P) в общем товарообороте (GMV). Выручка других O2O-сервисов выросла на 123% в годовом исчислении, в основном за счёт роста Яндекс Доставки и доставки заказов из ресторанов сервиса Яндекс Еда. На рост выручки в абсолютных значениях также оказало развитие Яндекс Лавки в Израиле.
Внутрисегментные расчёты выручки в сегменте Электронной коммерции, Райдтеха и Доставки представляют собой элиминацию внутригрупповой выручки между сервисами сегмента. Изменение этого показателя по сравнению с аналогичным показателем год назад связано в основном с увеличением числа заказов на сервисах электронной коммерции, доставленных сервисом Яндекс Доставка, и эффектом низкой базы. На динамику этого показателя также повлиял рост числа заказов на Яндекс Маркете, которые были доставлены с помощью автомобилей сервиса Яндекс Драйв.
Убыток по скорректированному показателю EBITDA (adjusted EBITDA) сегмента Электронной коммерции, Райдтеха и Доставки в первом квартале 2022 года составил 8 203 миллиона рублей, тогда как в первом квартале 2021 года он составлял 3 161 миллионов рублей. Положительное значение скорректированного показателя EBITDA сервисов Райдтеха было нивелировано инвестициями в стремительно развивающиеся сервисы Электронной коммерции и другие O2O-сервисы, а также единовременными расходами на персонал в марте 2022 года. Все наши бизнесы, находящиеся на стадии инвестирования, продемонстрировали улучшение операционной эффективности (даже с учётом дополнительных расходов на персонал). В сегменте Электронной коммерции мы значительно улучшили юнит-экономику каждого сервиса (Яндекс Маркета, Яндекс Лавки в России и сервиса доставки продуктов из магазинов Яндекс Еды). В Яндекс Доставке нам также удалось снизить размер убытков относительно валовой стоимости заказов (в % GMV). Рост убытков данных сервисов в абсолютных значениях связан исключительно с их быстрым развитием и ростом масштабов бизнеса. Кроме того, Яндекс Лавка в России и сервис доставки заказов из ресторанов Яндекс Еды показали сокращение убытков по скорректированному показателю EBITDA в абсолютных значениях по сравнению с прошлым годом даже несмотря на продолжающийся уверенный рост этих сервисов.
Медиасервисы
В сегмент Медиасервисов входят единая подписка на сервисы Яндекса — Яндекс Плюс, Яндекс Музыка, Кинопоиск, Яндекс Афиша, а также продюсерский центр Яндекс Студия.
Ключевые операционные показатели:
В миллионах рублей | Три месяца, закончившиеся 31 марта | ||
2021 | 2022 | Изменение | |
Выручка | 3 486 | 5 831 | 67% |
Скорректированный показатель EBITDA (adjusted EBITDA) | (1 257) | (3 171) | 152% |
Рентабельность скорректированного показателя EBITDA (adjusted EBITDA margin) | -36,1% | -54,4% | -18,3 п. п. |
Выручка в сегменте Медиасервисов в первом квартале 2022 года выросла на 67% по сравнению с аналогичным показателем за первый квартал 2021 года. Этот рост был вызван в основном увеличением доходов от продаж единой подписки на сервисы Яндекса, продаж устройств и лицензий, а также ростом транзакционной выручки. Убыток по скорректированному показателю EBITDA составил 3,2 миллиарда рублей и был вызван инвестициями в видеоконтент, единовременными расходами на персонал в марте, затратами на найм в связи с ростом бизнеса, а также затратами на ранее спланированные маркетинговые кампании для поддержки роста аудитории подписчиков Яндекс Плюса.
Сервисы объявлений
Сегмент сервисов объявлений включает Авто.ру, Яндекс Недвижимость, Яндекс Аренду.
В миллионах рублей | Три месяца, закончившиеся 31 марта | ||
2021 | 2022 | Изменение | |
Выручка | 1 783 | 2 172 | 22% |
Скорректированный показатель EBITDA (adjusted EBITDA) | 385 | 277 | -28% |
Рентабельность скорректированного показателя EBITDA (adjusted EBITDA margin) | 21,6% | 12,8% | -8,8 pp |
Выручка в сегменте сервисов объявлений в первом квартале 2022 года выросла на 22% по сравнению с аналогичным показателем за первый квартал 2021 года. Этот рост обусловлен увеличением доходов от размещения объявлений автодилеров — их стало в 1,4 раза больше по сравнению с аналогичным показателем год назад в связи с тем, что мы оптимизировали стратегии монетизации и внесли ряд улучшений в нашу брокерскую модель. Скорректированный показатель EBITDA (adjusted EBITDA) в первом квартале 2022 года снизился на 28% по сравнению с аналогичным показателем в первом квартале 2021 года. Такая динамика связана в основном с единовременными расходами на персонал, частичным расширением штата сотрудников быстрорастущего сервиса Яндекс Аренда, а также запланированными ранее затратами на маркетинг.
Прочие бизнес-юниты и инициативы
Сегмент Прочих бизнес-юнитов и инициатив включает направление разработки беспилотных автомобилей (Yandex SDG), Дзен, Yandex Cloud, Яндекс Образование, Устройства, Финтех, Толоку, RouteQ, эксперименты Яндекс Лавки на международных рынках и другие экспериментальные продукты.
В миллионах рублей | Три месяца, закончившиеся 31 марта | ||
2021 | 2022 | Изменение | |
Выручка | 4 812 | 7 265 | 51% |
Скорректированный показатель EBITDA (adjusted EBITDA) | (2 148) | (6 127) | 185% |
Рентабельность скорректированного показателя EBITDA (adjusted EBITDA margin) | -44,6% | -84,3% | -39,7 п. п. |
Выручка в сегменте Прочих бизнес-юнитов и инициатив в первом квартале 2022 года увеличилась на 51% по сравнению с аналогичным показателем за первый квартал 2021 года. Этот рост был связан в основном с увеличением доходов сервиса Yandex Cloud, сегмента Устройств и Образования. Доходы Yandex Cloud росли вместе с ростом спроса на услуги сервиса. Мы расширили линейку продуктов и инвестировали в повышение качества сервиса, что позволило нам увеличить долю на рынке на фоне приостановки деятельности международных конкурентов. Мы также увеличили наше предложение дополнительных услуг. Выручка в сегменте Устройств выросла в первом квартале 2022 года на 32% по сравнению с аналогичным показателем год назад и составила 2,2 миллиарда рублей. Этот рост был вызван устойчивым спросом на умные устройства Яндекса, а также увеличением объёмов выпуска наших новых устройств и телевизионных приставок. На этот рост также повлияло внедрение новой бизнес-модели на различных видеосервисах. Задержки в поставках и на производстве в Китае из-за вновь возникших ограничений в связи с пандемией коронавируса оказали негативное влияние на темпы роста выручки в этом сегменте.
Убыток по скорректированному показателю EBITDA составил 6,1 миллиарда рублей, тогда как в первом квартале 2021 года он составлял 2,1 миллиарда рублей. На динамику убытков в основном повлияли инвестиции в разработку беспилотных автомобилей (где убыток по скорректированному показателю EBITDA в первом квартале 2022 года составил 1,8 миллиарда рублей), а также затраты на сегмент Устройств и Дзен. На рост убытков также повлияло увеличение расходов на персонал (единоразовая выплата в марте и выборочное расширение штата сотрудников), а также рост цен на хостинг и мощности, используемые нашими сервисами.
Внутрисегментные расчёты
Внутрисегментные расчёты выручки представляют собой элиминируемые обороты внутри операционных сегментов, включая доходы от рекламы и внутрисегментные доходы, связанные с выплатами за использование товарного знака, виртуальные сервера, а также с продажами устройств и другими операциями.
В миллионах рублей | Три месяца, закончившиеся 31 марта | ||
2021 | 2022 | Изменение | |
Выручка: | |||
Выручка по всем сегментам | 79 158 | 114 001 | 44% |
Внутрисегментные расчёты | (6 022) | (7 991) | 33% |
Общая выручка | 73 136 | 106 010 | 45% |
Скорректированный показатель EBITDA (adjusted EBITDA): | |||
Скорректированный показатель EBITDA по всем сегментам (adjusted EBITDA) | 10 925 | 1 175 | -89% |
Внутрисегментные расчеты | 96 | 96 | 0% |
Общий скорректированный показатель EBITDA (adjusted EBITDA) | 11 021 | 1 271 | -88% |
Внутрисегментные расчёты выручки в первом квартале 2022 года увеличились на 33% по сравнению с аналогичным показателем за первый квартал 2021 года. Этот рост был в основном связан с элиминируемыми оборотами выручки в сегменте Поиска и портала (связанными с выплатами за использование товарного знака, платой бизнес-юнитов за аренду дата-центров, а также с перекрёстными рекламными и маркетинговыми кампаниями разных сервисов).
Полная версия пресс-релиза (на английском языке).
---------------------------------------------------
1 Согласно правилам Комиссии по ценным бумагам и фондовым биржам о переводе единиц иностранной валюты, суммы в российских рублях были переведены в суммы в долларах США по курсу 84,0851 рубля за 1 доллар США — официальному курсу обмена Центрального банка Российской Федерации на 31 марта 2022 года.
2 Эти показатели не являются общепринятыми показателями GAAP: выручка за вычетом вознаграждения партнёрам; скорректированный показатель EBITDA; отношение (рентабельность) скорректированного показателя EBITDA к выручке; скорректированная чистая прибыль. Подробное описание расчетов этих показателей приводится в разделе «Использование показателей, не являющихся общепринятыми финансовыми показателями в рамках ОПБУ США».
3 В марте 2022 года Яндекс понес единовременные расходы на персонал в связи с выплатой сотрудникам дополнительной заработной платы в целях их поддержки на фоне макроэкономической нестабильности.
4 Валовая стоимость заказов (GMV) райдтех-сервисов — совокупная сумма платежей пользователей за заказы в сервисах такси, каршеринга и аренды самокатов, сделанных на нашей платформе, включая НДС.
5 Товарооборот (GMV) в сервисах электронной коммерции — совокупная стоимость всех проданных, доставленных и оплаченных товаров на платформах Яндекс Маркет, Яндекс Лавка, а также стоимость оплаченных и доставленных товаров, приобретенных через доставку из магазинов сервиса Яндекс Еда, включая НДС.
6 Валовая стоимость заказов (GMV) прочих O2O-сервисов (online-to-offline) включает в себя совокупную сумму платежей пользователей и бизнесов-партнеров за услуги сервисов Доставки, совокупную стоимость заказов, доставленных сервисами Яндекс Еда (доставка еды из ресторанов), Яндекс Лавка Израиль, а также платежи по некоторым другим небольшим экспериментальным O2O-сервисам, включая НДС.
7Активный покупатель — это покупатель, совершивший не менее одной покупки в течение 12 месяцев до отчётной даты.
8Активный продавец — это продавец, совершивший не менее одной продажи в течение одного месяца до отчётной даты.
9 Выручка от продажи товаров (1P) включает выручку от прямых продаж товаров на Яндекс Маркете, выручку от продаж товаров в Яндекс Лавке в России, где мы используем модель прямых продаж и выступаем как прямой розничный продавец, и не включает выручку от услуг доставки данных бизнесов.
10 Комиссионные и другие доходы включают комиссионную выручку Яндекс Маркета (3P), выручку от услуг доставки, сервисные сборы и доходы от рекламы сервиса доставки продуктов из магазинов Яндекс Еды, а также выручку от услуг доставки и рекламные доходы Яндекс Лавки в России и прочие доходы.
Пресс-служба компании «Яндекс»
Илья Грабовский
Тел.: +7 495 739-70-00
Электронная почта: pr@yandex-team.ru